Праздник: Осенины. Сценарий осеннего праздника в детском саду "осенины" Спортивно музыкальный праздник осенины старшая группа

Жукова Виктория
Сценарий утренника «Осенины» (старшая группа)

Сценарий утренника «Осенины » старшая группа

Цель : Формирование познавательного интереса у детей к русскому народному фольклору.

Задачи :

Развитие у детей музыкально - эстетического вкуса и чувств.

Обогащение художественного представления об осени .

Развитие у детей чувства коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу.

Создание праздничной атмосферы.

Ход праздника:

Ведущая в рус. сарафане»

Добрый день и поклон вам, гости дорогие!

Давно мы вас ждём – поджидаем :

Здесь, для вас, гостей дорогих,

Будет праздник большой –

Праздник радостный!

По обычаю старинному ,

Называется Осенинами .

Будем праздник начинать,

Будем петь и танцевать,

Будем радоваться вместе,

Веселиться и играть!

Выход детей с листьями, танец. Встают врассыпную.

Стихи :

1. Всё кругом так сказочно красиво,

И слетают листики гурьбой.

В России осень наступила -

Зашумела золотой листвой!

2. Осень с хлебом в наш дом пришла :

Зерном спелым полны закрома.

А в садах сочных яблок не счесть,

Будет, что зимою нам есть!

3. Осень дождиком умыла кусты,

По лесам рассыпала грибы,

А по кочкам клюкву расстелила,

Чтобы всем угощения хватило!

4. Одарила гостья осень урожаями плодов ,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов

Так давайте славить песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи.

Осень , это праздник твой!

Ведущая :

Издавна на Руси встречали праздник осени , а назывался праздник «Осенины » . В начале осени собирали урожай с полей и огородов, делали заготовки на зиму, хлеб засыпали в закрома и только потом устраивали празднование. А какой же праздник без гостей.

Песня «К нам гости пришли»

Ведущая :

В народе говорили, так – «Осенины » - осени именины .

И чтобы осень красавица на праздник пришла нужно её позвать.

Дети : Осень , осень ! В гости просим!

Входит осень с корзинкой

Осень : Здравствуйте, ребята!

Я каждый год к вам прихожу,

Весёлыми всегда вас нахожу.

Для вас готовлю я свои наряды,

Вы моему приходу рады?

Дети : Рады!

Ведущая : Дорогая осень , ты нас радуешь своими гостинцами, своими красками, своей неповторимой красотой. Ты бываешь всегда разная (какая бывает осень ) .

Ребята, какие осенние месяцы вы знаете ?

В народе эти месяцы называли по-другому?

Сентябрь : хмурень, ревун.

Октябрь : позимник, листопадник, грязник.

Ноябрь : полузимник, грудень.

Вот и Осень к нам пришла .

Листья на дорожках падают шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят.

На ветвях дождинки бусами висят.

Лебеди лениво плещутся в пруду.

Тихо и красиво осенью в саду .

Ведущая : Осень , ребята рады, что ты пришла на праздник, и хотят тебя порадовать своей песней.

Песня «Осень хороша »

Осень : А теперь, ребятки, пришло время загадки.

Слушайте внимательно, да отвечайте старательно .

Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил (Репка) .

Ведущая : Вот так репа у деда хороша. Ну, а у нас ещё лучше. Собирайся детвора, начинается игра.

Игра «Репка»

Зелёная репка

Все играющие встают в круг, берутся за руки, поют песню :

Зелёная репка, держись крепко,

кто оборвётся, тот не вернётся.

Раз, два, три.

На счёт «три» все проворачиваются вокруг себя кому как захочется, но руки стараются не расцеплять . Кто разорвёт руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз.

Ведущая : Ребята, а вы хотите с осенью пойти в осенний лес за грибами !

Под музыку выходят грибы по очереди.

Мухомор :

Посмотрите на меня,

На мой яркий наряд!

И кто выберет меня,

Тот уж точно будет рад!

Дети :

Чем полезен, расскажи.

Что ты лучший, докажи!

Мухомор :

Мух морю, лосей кормлю –

Правду, правду говорю!

Дети :

Знаем-знаем, что пригож,

Да в лукошко ты не гож! (мухомор уходит)

Я - опёнок!

Дети :

Чем полезен, расскажи.

Что ты лучший, докажи!

Опёнок :

Я и летний и осенний ,

Мяса я ещё полезней.

Меня варят, солят, жарят.

И в любом обеде хвалят.

Дети :

Знаем - знаем, что хорош :

к нам в лукошко попадёшь (ребёнок встаёт с детьми)

Поганка :

А я – поганка бледная!

Дети :

Чем полезна, расскажи.

Что ты лучше, докажи!

Поганка :

Я тонка, стройна, одета,

Ядом я полна при этом.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня – отравится.

Что, я вам не подхожу? (Нет)

К мухомору ухожу! (поганку уходит) .

Боровик :

Я – белый гриб, я – боровик!

Дети :

Чем полезен, расскажи.

Что ты лучший, докажи!

Боровик :

Я - гриб Боровик!

И красив я, и велик!

В толстой шапке набекрень,

Собирать меня не лень.

Дети :

Знаем - знаем, что хорош : к нам в лукошко попадёшь (ребёнок встаёт с детьми, дети берут грибы) .

Игра «По грибы»

Ведущий : Ребята, мы так хорошо погуляли, грибов собрали и даже куда-то попали. Посмотрите - стоит терем-теремок, он ни низок, ни высок. Давайте спросим, кто в нём живёт.

Дети : Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт?

Бабушка : Здравствуйте молодцы и девицы красные! Здравствуй Осень .

Я - бабушка Забавушка рада вам гостям.

Бабушка : Ох, ребятки!

Собралась сварить картошку

Позвала помочь Антошку,

А Антошка не пошёл-

Вот ведь как не хорошо.

Вы ребята не зевайте

А картошку собирайте.

Игра «Собери картошку»

(Дети садятся на стульчики)

Бабушка : Молодцы, ребята всю картошку собрали! И за это я вас угощу наливным яблочком. Яблочко ты передай, танец веселее начинай!

Игра «Катись яблочко»

Ведущая : Бабушка Забавушка, наши ребята не только помогают осенью собирать урожай , они ещё хорошо поют песни об осени .

Песня «Осень »

Бабушка : Ну, гости дорогие, а вот вам моё угощение – к чаю яблочное варенье. Меня не забывайте, да в гости заходите. До свидания (уходит) .

Ведущий : Сколько даров приносит осень людям за их труды : фрукты, овощи, ягоды, грибы, а самый главный урожай - конечно хлеб.

Ведущая : Много в народе сложили пословиц и поговорок о хлебе, и о труде. Давайте их вспомним.

Игра «Доскажи словечко»

1. Хвала рукам, что пахнут хлебом.

2. Что летом уродится, всё зимой пригодится.

3. Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец наш родной.

Ведущая : Только добросовестным трудом добывается хлеб.

А кто его добывает (дети перечисляют профессии) .

Ведущая : Засеяли поле зерном.

Поднимается росток, скоро будет колосок.

Станет поле щедрой нивой сильной, рослой, златогривой.

Выходят дети – «Зёрнышки»

(дети за спиной в руках держат колоски, опускаются на колени в три колонны)

Танец «Колоски» («Вальс» Е. Дога)

Стих :

Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину и спешит на элеватор.

Аттракцион «Кто быстрее отвезёт зерно на элеватор?»

(дети делятся на две команды, выстраиваются друг за другом в две колонны). Под весёлую музыку по одному берут из общего обруча один мешочек с песком, кладут в кузов грузовика и катят его в свой обруч напротив. Выгружают его и бегут с машиной обратно. Передают эстафету следующему. Какая команда быстрее справится и больше мешков перевезёт «на элеватор» .

Ведущая : Славно поработали наши комбайнеры, трактористы, водители грузовиков, всё до последнего зёрнышка с поля убрали, спасибо осени за урожай сказали .

Стихи :

1. Осень хлебосольная .

Накрывай пиры!

Полюшко раздольное

Принесло дары.

2. Хлеба нынче вволюшку,

Хлебушек высок,

Поклонюсь я полюшку,

Гнется колосок.

3. Как созреют солнышком

Колоски - лучи,

Жернов смелет зернышки -

Ставят хлеб в печи.

4. Корочкой румянится

Пышный каравай.

Осень хлебом славится , Пробуй урожай!

Дети исполняют «Песенка Расти, колосок»

Ведущий : Как говорится в народе «делу время, а потехе час» .

Наши ребята любят трудиться, но и про отдых не забывают.

Подбодрим танцоров наших

Пусть они резвее пляшут.

Танец «с музыкальными инструментами»

Ведущая :

Хорошо вы станцевали весело, задорно.

А теперь всех ребят осень в круг приглашает , игру с волшебным платочком начинает.

Игра «Волшебный платочек»

Осень : Раз, два, три! Кто же спрятался внутри?

Не зевайте, не зевайте! Поскорее отгадайте!

(Дети называют имя; играя последний раз, осень произносит слова , дети угадывают).

Ведущая : Нет, осень , все ребятки тут! Кто же тогда под платочком спрятался?

Осень : Мы платочек поднимаем, что под ним сейчас узнаем. Что это?

Дети : Корзинка!

Осень : Это корзинка с яблоками – угощенье для ребят!

Дети хором : Спасибо!

Ведущая : Дорогая, осень , ребятам очень не хочется прощаться с тобой и поэтому они приглашают тебя в старшую группу . А пойдём мы туда по осенней дорожке .

Друг за другом становитесь, крепче за руки беритесь. (Дети уходят в группу )

Анастасия Еремина

Цель:

Формировать у дошкольников целостное восприятие народной культуры

Задачи:

Расширять представления дошкольников о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа, Расширять диапазон детского голоса, совершенствовать вокально-слуховую координацию, чистоту интонирования средствами народного фольклора.

Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений и игре на детских музыкальных инструментах.

Воспитывать у детей лучшие качества, присущие русскому народа: доброту, трудолюбие, любовь к Родине, родному краю, отношение ко взрослым.

Обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (дети - воспитатели - родители - учреждения дополнительного образования) для успешного социально личностного развития дошкольников.

Предварительная работа:

Беседа о народных праздниках, рассказ о традициях русского народа, рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений «Камаринская», «Во кузнице».

База атрибутов (декорация русской избы, макеты, муляжи);

Русские народные костюмы;

Народные музыкальные инструменты;

Картотека народных пословиц, поговорок, игр и песен;

Словарная работа: изба, самовар, каравай, палати.

Технические средства обучения:

– диапроектор

– музыкальный центр

– плазменная панель

– ноутбук

– фонотека народных песен

– видеотека

Ход занятия:

На середину зала выходят Хозяюшка и Хозяин горницы.

Хозяин и Хозяюшка (кричат): «Красны девицы, да добры молодцы! Приглашаем Вас позабавиться да потешиться, пошутить, посмеяться. Мы с Вами будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши бабушки и дедушки, когда были молодые».

Гость на двор – хозяину радость.

Кого почитают – того и величают.

Красному гостю – красное место.

Будьте как дома, присаживайтесь.

(Воспитатели и дети проходят и присаживаются на лавки под народную мелодию)

Поклон Вам, гости дорогие!

Рады видеть Вас в добром здравии!

Вот и осень прошла. Все овощи собраны, в погреба убраны. Можно и повеселиться!

На завалинке в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

иль под светлый небосвод-

говорили, песни пели

да водили хоровод.

Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет.

Как и нынче мы общались

Без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Отдых - это не безделки -

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

Хозяйка: Собралось у нас гостей со всех волостей. Ну, что ж, доброе начало, как говориться, половина дела. Припасла я вам забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Исполняют песню «Во кузнице». Обр. А. Свешникова

Хозяйка: Мужики здесь- мастера,

Молотки стучат с утра.

Тут забот на целый день-

Чинят старенький плетень.

Да и девицы под стать

Им не станут уступать!

Кто проворней, кто быстрей?

Покажите нам скорей.

Игра «Плетень».

Количество игроков: любое

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.

После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения.

Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).

Не зря говорят: с детства не научишься, всю жизнь промучишься. А вы в работе хороши, все старались от души.

Издавна славился русский народ своим трудолюбием. Не зря говорят: осенью день год кормит. А уж коли кончил дело -гуляй смело.

За беседой вспоминали,

Как трудились, что есть сил.

В огороде собирали

То, что всяк себе растил.

И картошку, и горох.

Урожай совсем неплох!

Хоровод: «Во саду ли, в огороде». Русская народная песня

Эх! Есть у меня ложки хохломские, хохломские да расписные. И похлебку хлебать, да и песню сыграть! А ну-ка ложкари выходите, да гостей повеселите!

Танец с ложками «Ах ты, береза» Русская народная песня

Хозяйка: Сядем по лавкам, взглянем по девкам. Все девки беленькие, все то румяненькие. Одна кукомоя (неряха). Маша-неумоя! Учучкалася, уварахталася. Машенька, умойся, умойся, утрися. А водица- то у нас есть? Надо по-воду сходить!

Песня «Пошла млада за водой». Русская народная песня

А вот и водичка!

Умой Маше личко,

Чтобы глазки засверкали,

Чтобы щечки запылали.

Ах, румяна, ах, бела.

Вот еще бы в пляс пошла!

Я одна плясать не буду.

Мы станцуем танец –чудо.

Исстари пришел досель

Он за тридевять земель.

«Славянский танец»

А. П. Бородин - «Князь Игорь», II д. Хор девушек-невольниц "Улетай на крыльях ветра"

Как Марфуша для Петра наварила, напекла девяносто два блина, два корыта киселя, пятьдесят пирогов, да нашла едоков.

Молодцы добрые да девицы пригожие, да и все наши гости дорогие! Приглашаем отобедать, пирожков моих отведать, сладким чаем запить да хозяев похвалить!

Музыкальный руководитель Еремина Анастасия Александровна.

Публикации по теме:

Сценарий развлечения в старшей группе «Грибные истории» Зал оформлен как весенний лес-деревья, пеньки,расставлены картонные изображения грибов:подосиновик, лисичка,волнушка, опята, груздь, поганка. Возле.

Сценарий праздника «Осенины» Младшая группа Дети входят в зал парами девочка-мальчик под песню «Листья пожелтели». Садятся на стульчики. Ведущий. -Добрый день дорогие.

Цели и задачи: Способствовать развитию у детей музыкально - эстетического вкуса и чувств. Обогащать художественные представления об.

Сценарий осеннего развлечения в старшей логопедической группе Сценарий ОСЕННЕГО праздника в старшей логопедической группе Под музыку «Листик, листик» дети вбегают в зал. Ведущий: Какая красивая Осень,.

Цель:

Познакомить учащихся с явлениями живой и неживой природы;

Развивать эмоциональное восприятие осенней природы

Воспитывать эстетические чувства.

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград - все поспело для ребят.

И арбуз увидев важный, оживится детвора,

И радушно скажет каждый: «Здравствуй, осени пора!» - (все дети)


Журавли на юг летят, здравствуй. Здравствуй осень!

Приходи на праздник к нам, очень, очень просим!

Звучит мелодия, дети исполняют танец листиков (девочки 3-4 классов)

1 вед. Вот художник, так художник, все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл

2 вед. Красит рыжим, алым, синим, разбавляет краски ливнем,

чтобы вышло разноцветным, но совсем не так, как летом.

Отгадать загадку просим: кто художник этот? (осень) - все дети.

Ветки голые стучат, галки черные кричат,

В тучах редко просинь - наступила осень.

Льдинка хрустнет звонко, крикнет птица тонко.

Будто есть попросит - наступила осень

Гнезда черные пусты, меньше сделались кусты

Листья ветер носит: осень, осень, осень!

Вед. Ребята, сегодня мы собрались на праздник золотой осени. У нас много гостей. Посмотрите внимательно, все ли гости пришли на праздник?

Реб - нет осени!

Вед. Ребята, давайте ее позовем песней! (песня про осень)

В старину осень на Руси был праздник Осенины. Это встреча осени. Ребята, давайте позовем в гости матушку Осенину.

Дети: «Матушка Осенина, приходи! Матушка Осенина, погости!

(заходит Осенина)

Здравствуйте! Здравствуйте! Дорогие дети, рада вас видеть! В руках у меня качан капусты он поможет мне выполнить все мои желания!

Я привела с собой три осенних месяца.

Лист кочанный, лист капустный. Хочу, чтобы дети отгадали, что это за месяцы?

1. Приметы осени во всем встречает взор!

Там тянется, блестя на солнце, паутина,

Там скраб виднеется, а там, через забор, кистями красными повиснула рябина?

(сентябрь)

2. Поля без стад, поля унылы, ни скудных листьев, ни травы

Не узнаю растущей силы в алмазных призраках листвы

(октябрь)

3. заунывный ветер гонит стаю туч на край небес

Гулко шепчет темный лес, и струей сухой. и колкой набегает холодок

Вед. Осенина! Ребята отгадали твои загадки. Они пришли на праздник петь и веселиться. Отрывай другой листок, и мы с тобой поиграем!

Хоровод : «Здравствуй. Осень!

Здравствуй, осень, здравствуй, осень,

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла!

Осень: принесла я вам муки!

Значит будут пироги!

Принесла вам гречки!

Каша будет в печке!

Рады ли вы грушам?

На зиму насушим

Принесла вам овощей

И для супа, и для щей!

А уж яблоки как мед!

На варенье, на компот!

Принесла вам меду!

Полную колоду!

Ты и яблок, ты и меда, ты и хлеба принесла, а хорошую погоду ты в подарок припасла?

Дождичку вы рады?

Не хотим. Не надо!

Игра: осень под музыку «мочит» детей

Вед. Ребята, каждый осенний месяц имеет свои замечательные праздники, связанные с сельскохозяйственными работами.

Сентябрь : Сентябрь, пора желтых листьев. Лес стоит, как сказочная птица! Всюду шорохи, шепот листьев, улетают птицы в теплые края!

Осенина: а что вы еще можете добавить к описанию сентября?

Сентябрь - чародей цвета. - 3 класс

Сентябрь - отлетная пора для птиц - 4 класс

Холоден сентябрь, да сыт - 3 класс

В сентябре осень за кафтаном гоняется, а синица осень в гости просит - 4 класс

Вед: В сентябре люди собирали урожай картофеля с полей и огородов.

Осенина: лист кочанный, лист капустный, хочу, чтоб дети отгадали загадку!

Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята, как рассыпчата, вкусна!

Вед. А теперь посмотрим, чья бригада быстрее уберет урожай картофеля с поля

Эстафета «Собери урожай» (обручи, картофель, ведра)

Ну что ж, хорошо потрудились, пора и отдохнуть!

Песня про осень

Октябрь - а теперь послушайте про октябрь.

В октябре, октябре, частый дождик на дворе.

В этом месяце не попутешествуешь. Нужна теплая и непромокаемая одежда. Не слышно птичьих песен. Пустеют леса и поля. Слышнее всего ветер, он хозяин.

Расскажите, а что вы еще знаете об октябре?

14 октября - первое зазимье. Говорят, с покрова до обеда стоит осень. а после обеда - зима. - 4 класс

В этот день делают последний сбор грибов. - 3 класс

Октябрь землицу прикроет, где листком, где снежком - 4 класс

Все мрачней лицо природы - почернели огороды - 3 класс

В октябре и лист на деревьях не держится - 4 класс

Октябрь - капустник, пропах капустой - 3 класс

Осенина - лист кочанный, лист капустный, хочу, чтобы дети поиграли! Я для вас припасла грибочки!

Игра - «Грибы» - на выбывание.

Вед. много вкусных даров у осени. Но больше всех на Урале собирают овощей. Вот послушайте, какой спор вышел между овощами:

Сценка «Спор овощей»

Кто из нас из овощей и полезней, и вкусней?

Я такой хорошенький. Зелененький мальчишка!

Если только захочу, всех горошком угощу! (горошек)

Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала!

Свеклу надо для борща и для винегрета! (свекла)

Ты уж свекла помолчи, из капусты варят щи,

А какие вкусные, пирожки капустные! (капуста)

Зайчики, плутишки, любят кочерыжки!

Очень будете довольны съев огурчик малосольный,

А уж свежий огуречик, всем понравится, конечно! (огурец)

Я - румяная редиска. Поклонюсь вам низко-низко

А хвалить себя зачем, я и так известна всем! (редиска)

Про меня рассказ недлинный. Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок. Будешь строен и высок! (морковь)

Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного

Самый вкусный и приятный уж конечно сок томатный! (помидор)

Я - приправа в каждом блюде! И всегда приятен людям!

Угадали, я ваш друг, я простой зеленый лук!

Я - картошка. Так скромна, слова не сказала,

Но картошка так нужна и большим, и малым! (картошка)

Баклажанная икра так полезна, так вкусна! - (баклажан)

Осенина: спор давно кончать пора!

Все: Овощи полезны!

Чтоб здоровым, сильным быть, нужно овощи любить!

Вед: ну, а теперь пора последнего месяца осени

Осенина: отгадайте загадку: сентябрев внук, октябрев сын, зиме - родной батюшка

Ноябрь: в середине ноября есть праздник Козьмы и Демьяна. В народе их часто называли Кузьмой и Демьяном. После этого дня часто падал снежок, засыпал землю. В народе так говорили: « Кузьминки, по осени поминки»

Назовите пословицы о ноябре:

Ноябрь - ворота зимы - 3 класс

В ноябре зима с осенью борются - 4 класс

Ноябрь - печальное время года, ко сну готовится природа. - 3 класс

В ноябре в одном часу - и снег, и дождь.

Осенина. а мы сейчас поиграем в веселую игру

«Галоши» - подвижная игра (на все команды - 1 галоша на веревочке - кто вперед накрутит веревочку на палочку, приблизит галошу, тот и победит)

Ну что ж, наш праздник подходит к концу. Пора нам с осениной прощаться. Давайте проводим ее песней «Это для нас».

Всех детей Осенина угощает дарами осени - яблоками.

Скачать Чтобы скачать материал или !

Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень» .

Задачи:

образовательные:

  • Формировать представления о чередовании времен года.
  • Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
  • Обобщать представления об овощах и фруктах.
  • Знакомить с традиционным народным календарем.
  • Приобщать к русскому народному творчество.

развивающие:

  • развивать познавательную активность, творчество.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Оборудование:

  • картинки временами года;
  • 3 осенние картины (ранняя, золотая и поздняя осень) ;
  • Листочки из цветной бумаги;
  • Карточки с изображением фруктов и овощей;
  • Презентация «Осень» ;
  • Корзина с фруктами;
  • Муляжи фруктов и овощей.

Части НОД

Вводная часть Беседа

Воспитатель -Ребята, посмотрите на эти картинки. Какое время года нарисовано в них? Но чем отличаются эти картинки? Молодцы, ребята. Правильно определили.

В старину на Руси наши предки справляли праздник, который назывался Осенины, посвященный собранному урожаю и семейному благополучию. Начинался праздник 14 сентября (начало бабьего лета) – это первые Осенины. К этому времени завершаются все огородные и полевые работы.

Вторые Осенины праздновали 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи.

27 сентября праздновали третьи Осенины. И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.

Мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. В старину были ребята вот такие праздники.

Мотивация

Ребята, я предлагаю вам устроить праздник. А вы любите играть? Предлагаю поиграть в игру «Знатоки осени» . За каждый правильный ответ будете получать осенние листочки. Кто соберет самое большее количество листочков, будем победителем – знатоком осени.

Физкульт-минутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

1 задание

«Отгадай загадку» ***

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (Осень)

Лето целое старалась,

Одевалась, одевалась...

А как осень пришла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок. (Капуста)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Загадки с рифмами:

Заставит плакать всех вокруг,

Хот он и не драчун, а... (Лук)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков... (Горох)

Сочная, желтая,

На лампочку похожая. (Груша)

Круглое, румяное,

Я расту на ветку;

Любят меня взрослые и детки. (Яблоко)

2 задание

«Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, а вы будете отвечать. Если ответ «да» , то надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет» , то положить руки на пояс.

Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

3 задание «Собери урожай» . Давайте вспомним, где растут овощи. А где фрукты?

Ребята, вам надо сложить фрукты в корзину, а овощи – в ящик.

4 задание

«Какая бывает погода осенью»

Когда дует ветер -

Холодно -

Пасмурно -

Когда идет дождь-

Молодцы, справились со всеми заданиями. Присаживайтесь ребята на свои места.

5 задание Перед вами картинки. Вам нужно выбрать картинку, где нарисована осень и красиво раскрасить цветными карандашами.

занятия - Молодцы! Со всеми заданиями справились. И показали себя настоящими знатоками природы! Подведем итоги, посчитайте свои листочки. Все молодцы. Получите подарок от Осени корзину с фруктами.

Задачи:

— создавать условия для активной подготовки к празднику, творческих проявлений педагогов, родителей и детей;

— уточнять и закреплять знания об осенних изменениях в природе;

— способствовать индивидуальным проявлениям детей в разных видах деятельности.

Оборудование : костюмы героев праздника, корзина, осенние листья, листочки с заданиями, народные музыкальные инструменты, муляжи овощей; по 2 обруча, ведра, султанчика для «дождика»; конфеты для угощения.

Зал украшен как осенний лес.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в нашем музыкальном зале, чтобы попрощаться с красавицей Осенью. Пусть на улице уже лежит снег, но октябрь — месяц осенний, и Осень не собирается так рано от нас уходить. Скоро и в наш детский сад заглянуть должна.

Осень! Роща золотая!

Золотая, синяя.

А над рощей пролетает стая журавлиная,

Высоко под облаками гуси откликаются,

С дальним озером, с полями

Навсегда прощаются.

А. Пришелец

Смотрите, журавли пролетают. Они летят в теплую страну и машут нам своими белыми крыльями.

Девочки исполняют танец «Журавлиный клин» (из программы Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»).

Вот и журавли улетели, а Осени все нет. Что ж, мы будем Осень ждать и праздник продолжать. Ребята, прочитайте стихи, в которых говорится о красоте осенних листочков. Называется стихотворение «Осень», а написал его поэт Е. Головин.

1-й ребенок

Осень, по утрам морозы,

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

2-й ребенок

В лужах лед прозрачно-синий,

На листочках белый иней.

Ведущий. Давайте про листики песню споем. Стараемся петь громко и протяжно. Осень услышит нашу песню и придет.

Дети исполняют песню «Осень» (муз. А. Филиппенко, сл. А. Шибицкой).

Входит Осень с корзинкой, в которой лежат три осенних листочка с написанными на них заданиями.

Осень

Здравствуйте, мои друзья!

К вам пришла на праздник я.

Ведущий . Осень, проходи и будь нашей гостьей. Для тебя ребята подготовили осенние стихи.

1-й ребенок

Наступила осень, пожелтел наш сад.

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья.

Улетели птицы в дальние края.

А. Ерикеев

2-й ребенок

Падают с ветки желтые монетки.

Под ногами целый клад —

Это осень золотая дарит листья, не считая.

Золотые дарит листья вам, и нам, и всем подряд.

И. Пивоварова

3-й ребенок

Заглянула осень в сад — птицы улетели.

За окном с утра шуршат желтые метели.

Под ногами первый лед крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнет, а запеть — стесняется.

В. Степанов

4-й ребенок

Листья золотые падают, летят.

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых.

Мы букет хороший сделаем из них.

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

Е. Благинина

Осень. Хороший урожай овощей собрали люди на огородах. Много морковки, капусты, лука, и, конечно, репка выросла крепкая.

Игра «Репка»

Дети стоят кругом, в центре ребенок-«репка». За кругом бегает «мышка» и пытается поймать «репку» по окончании текста:

Репка, репонька,

Расти крепонька.

Ни мала, ни велика —

До мышиного хвоста, да!

Дети помогают «репке», закрывая перед «мышкой» круг, опуская руки, и «репка» оказывается внутри круга.

Ведущий. Не только люди, но и звери готовятся к зиме. Давайте послушаем, как готовятся мишка, ежик, мышка, белка.

Дети-герои надевают на голову шапочки и выходят в центр зала.

Медведь

Я к зиме берлогу рою,

Буду спать я в ней зимою.

Любит мишка косолапый

Спать зимой, сосать медвежью лапу.

Ежик

Я зимою тоже сплю,

Холодов я не терплю.

Осенью листья собираю,

В кучу их потом сгребаю.

Ежику тепло зимой

Под листвою золотой.

Белка

Осень, осень, меня послушай

И орешков вкусных покушай.

Я все лето их сушила,

А потом в дупло сложила.

Там еще грибочки есть,

Всех запасов и не счесть.

Мышь

И мышата не зевали,

Зерен в норки натаскали.

Если есть еда зимой,

Не замерзнем мы семьей.

Осень

Что ж, я вас всех хвалю.

Потрудились вы, смотрю.

Ребята, мне пора уходить, ведь дел у Осени очень много. Вам дарю корзинку, в которой лежат листочки с заданиями. Если все задания выполните, на дне корзинки найдете вкусное угощение.

Осень уходит.

Ведущий. Что ж, давайте достанем первый листок и прочитаем, что там написала Осень. Вы, ребята, не скучайте, парный танец начинайте.

Исполняется танец парами (по выбору педагога).

Еще листочек достаю, что написано, смотрю. Осень написала, что она перепутала листочки клена и дуба. Просит вас, ребята, разобрать листочки. И правда, в корзинке их очень много. Чтобы удобнее было разбирать, я выложу листья из корзинки на пол. (Разбрасывает листочки.)

Игра «Кто быстрее разберет листья»

Два мальчика собирают кленовые листочки. Две девочки собирают дубовые листочки. После игры ведущий ставит корзинку под елочку.

В зал входит Лиса с похожей корзинкой.

Лиса

Как народу много в зале,

А меня-то вы узнали?

Ведущий. Мы гостям всегда рады.

Лиса. Я не просто гость, я Лиса — самая красивая, самая ловкая, самая музыкальная. Никого я не люблю, только лишь себя хвалю.

Ведущий . Ой, как ты себя любишь, Лисонька! Наши ребята тоже и ловкие, и умные, и красивые, и музыкальные. Вот посмотри, как ловко и весело они играют на музыкальных инструментах.

Дети играют.

Лиса . Да, интересные какие музыкальные инструменты. А вот этот как называется? А этот?

Лиса показывает музыкальный инструмент, а дети рассказывают о нем.

И правда умные дети, а я не знала названий этих музыкальных инструментов. Зато я лучше и быстрее всех бегать умею, смотрите. (Бежит.)

Ведущий . Посмотри, как дети быстро урожай соберут и бегать будут быстрее тебя.

Игра «Уберем урожай»

Две команды игроков стоят в одном конце зала. У первого игрока в руках ведро. В другом конце зала обруч, в котором лежат муляжи овощей. Первый игрок бежит с ведром до обруча, кладет один овощ в ведро и возвращается к команде, передавая ведро следующему игроку. Выигрывает команда, которая быстрее завершит задание и соберет все овощи.

Лиса . Ах, как вы меня расстроили. Я думала, что я самая-самая лучшая на свете, а тут дети такие милашки, ловкие да быстрые. Я должна вас наказать и придумаю сейчас какую-нибудь хитрость.

Лиса оглядывается вокруг и видит корзинку Осени под елочкой.

Ах, под елочкой корзинка Осени, вот ее я и подменю. Вам оставлю свою, а корзинку Осени возьму себе. Что за листик тут, он мне не нужен. (Выбрасывает листок из корзинки. Обращается к детям.) А вы молчите и ничего никому не говорите, а то я вас как укушу!

Ой, что-то шуршит. Это, наверно, опять Ежик, который обещал меня своими иголками исколоть, мою шубку попортить. Надо убегать. (Убегает.)

Ежик . Я — лесной колючий ежик, нет ни головы, ни ножек.

Ой, кажется дождь начинается.

Дети исполняют песню «Разноцветный дождик» (муз. И. Кошминой, сл. Ю Ильиной).

А что это за листочек на полу лежит? На нем что-то написано.

Ведущий. Ежик, давай я прочитаю, что нам Осень написала. В письме она просит нас с дождиком поиграть и свою ловкость показать.

Игра «Дождик»

Дети стоят кругом, в центре ребенок-«дождик». Движения «дождика» по тексту:

Дождик прыгал по дорожке: вот так, вот так.

Замочил он наши ножки: вот так, вот так.

Дождик льет на поля, и промокла вся земля.

Дождик с нами стал играть, наших деток поливать.

Дети разбегаются, «дождик» бегает за ними и задевает султанчиками.

Ведущий. Вот и выполнили мы все задания. Теперь на дне корзинки лежат вкусные угощения, так Осень сказала.

Ежик. Нет там ничего, пустая корзинка.

Ведущий. Дай я посмотрю. Ребята, а корзинка не та. Я поняла — это хитрая Лиса подменила корзинку. Вот негодная лисица, обманщица.

Входит Лиса.

Лиса. Кто это меня ругает? Да, я обиделась на вас. Всегда я была самая лучшая, красивая, быстрая и ловкая, а теперь и дети такие же хорошие пришли. Вот от злости на вас я и подменила корзинку, а что там вкусное лежит, не отдам, вот!

Ежик. Опять ты капризничаешь, ведь знаешь, что плохо поступаешь. Я тебя сейчас проучу и иголками исколю.

Лиса. Попробуй, догони.

Еж бежит за Лисой.

Ладно, я больше не буду, простите лисичку и возьмите свою корзинку. Вы меня простили?

Дети. Да.

Лиса . Тогда обнимите меня, а я вас угощу.

Дети обнимают Лису и садятся на стулья. Та угощает ребят конфетами из корзинки.

Ведущий . Вот и закончился наш осенний праздник. Желаем всем хорошей погоды, красивой природы, верных друзей и щедрых гостей.

  • Разделы сайта