Смысл каждого дня пасхальной недели. Поверья и обряды первой недели после пасхи Пасхальная неделя по дням в церкви

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день — Светлая Суббота, пишет РИА новости.

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и только в субботу перед 9-м часом они закроются.

В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.

На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).

Начиная со дня Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».

До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны. На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник» (по традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства — крестный ход на водоемы или водные источники).

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению.

Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).

В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

В восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе «вместо Пасхи» или вторая Пасха.

В восьмой день Святая Церковь также вспоминает явление Воскресшего Господа апостолу Фоме, который отказывался верить в Воскресение Христа. В этот день Господь вновь явился своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня. Весь этот период (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе! » и ответом «Воистину Воскресе!»

Светлая Седмица – неделя после Пасхи. Верующие продолжают радоваться великому чуду воскрешения Спасителя, победе жизни над смертью, чествуют Христа, усердно молятся. И такие молитвы, произнесенные в дни Светлой Седмицы особенно сильны. Что можно делать и нельзя в это время, мы постараемся рассказать в нашей публикации. Не оставим без внимания и народные обычаи, приметы, обряды по дням.

Празднование Светлой Седмицы – недели после Пасхи (Красной недели, Великой, Великоденьской )

В это радостное для всех православных время в храмах служат праздничные литургии и совершают крестные ходы каждый день. Начинает действовать разрешение на скоромную еду. Запрещаются венчания и заупокойные службы. Именно на Светлой Седмице умершие появляются перед райскими воротами, где Всевышний дарует им отпущение грехов.

В неделю после Пасхи молящиеся просят воскресшего Спасителя о снисхождении, прощении, вере, здоровье для себя и своих родных. Начинать день и заканчивать нужно благодарственной молитвой. Лучше делать это в спокойной обстановке. Молитвы и просьбы, высказанные на первой неделе после Пасхи считаются самыми сильными.
Рис2

Что можно делать и нельзя в неделю после Пасхи

Разрешено:

  • звонить в колокола, раздавать милостыню;
  • помогать нуждающимся;
  • радоваться, веселиться, смеяться, быть счастливыми;
  • креститься;
  • отдыхать, наслаждаться жизнью, отложив срочные дела на потом;
  • отказаться от негативных поступков и мыслей;
  • в пятницу освящать воду, чествовать Пресвятую Деву;
  • устраивать смотрины;
  • жечь костры, отдыхать на природе, кататься на качелях.

Запрещено:

  • венчаться;
  • посещать умерших на кладбище, делать поминки и панихиды;
  • усердно трудиться, особенно в среду;
  • поститься;
  • сидеть дома в воскресенье;
  • охотиться и ловить рыбу, так как все радуются чудесному воскрешению Спасителя, даже звери и птицы: они ведь тоже твари божьи.

Обычаи, приметы, обряды по дням Светлой Седмицы

Вторник недели после Пасхи (Купальный, Светлый вт.)

Непременно следовало проснуться и сходить на утреннюю службу. Иначе сони накличут беду и нищету в свой дом. Поэтому проспавших поливали студеной водой. Женщины ходили в гости с куличами и крашенками . Мужчины занимались домашними делами.

Среда недели после Пасхи (Градовая, Хороводница, Светлая ср.)

Утром тем, кто еще не вышел замуж, следовало вознести молитву к Господу о скорейшем обретении семейного счастья. После весь день необходимо было быть среди людей, чтобы не пропустить судьбоносную встречу с суженым. Абсолютно запрещено работать, чтобы урожай не пострадал от града. Настоятельно рекомендуется идти в корчму веселиться с друзьями.

Навский , Светлый чт .)

Время посетить своих предков. В этот день посещают кладбища. Ухаживают за могилами, оставляют там ломтик кулича и крашенки . Птица, севшая на памятник, – это умерший родственник, который спустился принять гостинцы. Такую птицу, если она прилетала во время посещения могилы, считали хорошим добрым знаком небес. Строго запрещено пребывать в унынии. Это день для светлого приветствия своим умершим родственникам. День, когда они спускаются с небес, чтобы разделить с живыми светлую радость.

Пятница недели после Пасхи (Прощеная, Светлая пт .)

Это день всех любителей пива. В пятницу варили пиво, угощали и угощались этим напитком до легкого хмеля, чтобы пригласить удачу. Чрезмерное же пьянство кликало беду. На пиво звали зятя с семьей. Мирились с тещей и тестем, если успевали с ними поссориться.

Суббота недели после Пасхи (Святой Артос, Светлая сб.)

Верующие посещают колокольню в своем храме, звонят в колокола, чтобы проводить Светлую Седмицу. Ходят в гости, желают окружающим добра и благополучия . Священнослужителя раздают верующим освященные хлебцы-артосы с рисунком креста. Мыли дома, чтобы избавиться от несчастий и зла. Тем, кто живут в частном секторе нужно полить крышу из шланга. Те, кто живут в квартирах, могут ограничиться помывкой входной двери.

Пасха - главный праздник для всех христиан, центр всего церковного года. Христиане долго готовились к этому событию, и радоваться Воскресению Христа, праздновать Церковь тоже призывает долго. Ведь пасхальная радость настолько огромна, что не вмещается в один день! Уже с древности праздник длится целую неделю - следом за Пасхой начинается Пасхальная неделя, или Светлая седмица. Светлым называется и каждый её день.

Когда-то, в первые века христианства, именно на Пасху (только раз в год) крестились все новообращенные. Они надевали самые лучшие, белые праздничные одежды и радовались, участвовали в богослужениях, праздновали это событие целую неделю, как один день.
В 2016 году Пасхальная неделя продолжается со 2 по 7 мая.

Ради такого большого праздника на эту неделю отменяются заупокойные молитвы, посты, земные поклоны. Даже венчание пока не совершается, чтобы ничто не отвлекало от главного Праздника, а при погребении умерших поются светлые пасхальные песнопения.

" Во все дни Пасхальной недели слышен праздничный звон, и интересно, что по традиции любой прихожанин (конечно, с разрешения) может подниматься на колокольню и звонить в колокола.

Каждое утро Светлой седмицы, после Литургии, совершается крестный ход - такой же, как в Пасхальную ночь. Поются пасхальные песнопения, все идут с зажженными свечами, а священник окропляет всех святой водой. И, конечно, опять радостно звонят колокола! Если по каким-то причинам вы не смогли побывать на ночной пасхальной службе, можно прийти на крестный ход в любой день Пасхальной недели.

Ещё одна особенность Пасхальной недели, связанная именно с богослужениями, - постоянно открытые Царские врата (главный вход в алтарь). Только в эти дни они никогда не закрываются, как символ соединения земного и небесного, победы над смертью.

Поговорим немного о том, какие основные события связаны с некоторыми из дней Пасхальной недели.

Светлый Понедельник

В первый день после воскресения Христос явился двум своим ученикам, шел вместе с ними и разделил с ними ужин, а они не сразу узнали Его. Но, когда это произошло, их наполнила великая радость, и весть о Воскресении начала распространяться по миру.

" Интересно, что этот день является официальным выходным в 25 странах!

Светлый Вторник

В этот день по традиции вспоминается обретение чудотворной иконы, прославившейся как Иверская икона Божией Матери. По преданию, оригинал ее был написан самим евангелистом Лукой, знавшим Богородицу. В IX веке икону опустили в море, чтобы спасти от поругания иконоборцами, а через два века она явилась в море монахам Иверского монастыря на Афоне. С ней связано множество чудес, и в Светлый Вторник верующие особо молятся перед этим образом.

Светлый Пяток

В пятницу Пасхальной недели празднуется память еще одной иконы Богородицы, называемой «Живоносный источник». Икона написана в честь чудесного прозрения слепого, исцеленного, по преданию, самой Божией Матерью у источника. Во время молебна перед этой иконой освящается вода и раздается верующим.

Светлая Суббота

Последний день собственно Пасхальной недели. В этот день особый освященный хлеб, артос, всю неделю стоявший у Царских врат (его выносят ежедневно на Крестный ход), раздробляется на части, которые раздаются всем желающим. Хлеб находился в храме по традиции, в память о том, что Господь после Воскресения участвовал в трапезах своих учеников. Частички артоса можно хранить дома, можно с молитвой съесть их (особенно во время болезни).
В субботу впервые Царские врата закрываются.

Антипасха, или Фомино воскресенье

Слово «антипасха» означает вовсе не «Пасха наоборот», а, скорее, «повторение Пасхи». В этот день Христос явился апостолу Фоме: как известно, все остальные ученики уже встретились с Ним, и лишь Фома, не увидев, не мог поверить в чудо Воскресения. Увидев раны Господа, Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» - и в дальнейшем стал одним из самых горячих проповедников христианства, основав церкви в Африке и Индии.

" С этого дня, после долгого перерыва, разрешается венчаться. Поэтому издавна именно в этот день (называемый в народе также Красной горкой) совершалось много свадеб.

Пасхальная неделя закончилась, но торжество Пасхи, хоть и менее празднично, продолжается! Целых 40 дней, до самого праздника Вознесения Господня, в храме поются пасхальные песнопения, а христиане приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!». Ведь смысл христианства - это именно Пасхальная радость.

Пасха – один из самый значимых и больших праздников в христианстве. Поэтому издревле было принято праздновать его не только в само Светлое воскресенье, но и всю неделю, следующую за ним.Пасхальная неделя в 2018 году начинается 2 апреля, и продлится до 7-го. Каждый день имеет свой смысл и значение, поэтому ниже расписана вся Пасхальная неделя по дням.

В православии традицию столько длительного празднования принято связывать с библейским представлением о воскрешении Иисуса Христа. По легенде, солнце не опускалось за горизонт в течение недели – так природа радовалась Воскресению.

Радость и праздничное настроение сопровождало православных христиан всю Пасхальную неделю Ведь недаром же все семь дней за Великим воскресеньем назывались Светлой Седмицей, Красной или Радостной седмицей. Далее мы написали для вас про смысл каждого дня Пасхальной недели.

Пасхальная неделя по дням

Понедельник

Первый день Пасхальной недели носил название Поливального понедельника. Связано это название с традицией поливать молодых девок на деревне «на красу». Девушка должна была подарить понравившемуся ей парню крашенку, то есть расписное пасхальное яичко. Причем не просто подарить, но отдать в шуточной борьбе – словно бы парень силой вырвал у нее дорогой подарок. За это он обливал девушку водой с реки или колодка – чтобы сделать ее еще краше и здоровее, смыть зимнюю хворобу.

В понедельник же было принято ходить в гости к старшим членам семьи – дедам, бабушкам, престарелым родителям. Традиционно обменивались крашенками, дарили друг другу пасхальную выпечку и «христосовались» — троекратно целовали в щеку со словами «Христос воскресе» — «Воистину воскресе».

Вторник

Вторник кое-где в православном мире называли Купалищем. И конечно, меткая народная молва не зря назвала так второй праздничный день – по возвращении с церкви обливали холодной водой те, кто проспал заутреню. А после понедельничных заигрышей такое случалось со многими… особенно с молодыми парнями и девушками.

Во вторник начинались основные пасхальные гуляния – катания на качелях, хороводы, вечерние посиделки и прочие.

Среда

Названий у этого дня много – Хороводница, Ледовый день, Градова середа. И каждому названию есть свое объяснение. Хороводница – по причине того, что во многих местностях с этого дня и до самой Троицы начинались ежевечерние хороводы. Ледовый день или Градова середа – такое название третий день праздника получил за начавшиеся молебны о весеннем дожде и спасении от града.

Четверг

В этот день молодожены, поженившиеся после прошлой Пасхи и не прожившие вместе еще года, отправлялись в гости к тестю и теще, причем часто гостевание затягивалось на три-четыре дня. Христосование и взаимное дарение крашенок было повсеместной традицией.

В некоторый районах первый четверг после Пасхи назывался Навьим днем. В этот день было принято поминать умерших, относя им на кладбище крашеные яйца.

Пятница

Прощеный день – пятница – отмечался совместным распитием молодого пива. В этот день тесть приглашал зятя и его родных пить пиво перед сливанием его в просмоленные бочки. Веселые хороводы, песни и девичьи посиделки в пятницу были повсеместной традицией.

Суббота

День носил название Хороводницы. На субботу приходился пик веселья сельской молодежи. Перед началом весенних работ, в предпоследний день выходной недели радость била ключом. Катание на качелях, прятки, обливания водой, хорводы, пляски, веселые песни – где, как не в совместных празднованиях можно было приглядеть себе пару?

Воскресенье

День провода Пасхи, последний день отдыха и безудержного веселья. Смолкал колокольный звон, прекращалась праздничная заутреня в церквях. В этот день проводили обряды зазывания весны и завершали праздничные гулянья.

Пасхальная неделя (Светлая, Великая, Великоденская, Красная неделя, Светлая седмица). Праздничная неделя, которая начиналась в Пасху, а заканчивалась на восьмой день, в Фомино воскресенье.

Традиция празднования Пасхи в течение всей следующей за ней недели была связана с представлениями православных людей о том, что в день Воскресения Иисуса Христа солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт лишь в Фомино воскресенье. В православных храмах каждый день совершалась пасхальная литургия, начинавшаяся пением тропаря праздника со стихирами 68-го псалма. Царские врата алтаря и дьяконские двери все это время оставались открытыми. После литургии под колокольный звон шел крестный ход вокруг церкви с крестом в знак радости и торжества о победе Иисуса Христа над смертью и адом.

В Пасхальную субботу после литургии всем присутствовавшим в храме раздавались кусочки освященного в Страстную субботу артоса - большого хлеба с изображением креста и тернового венца или образа Христа.

В Пасхальную неделю обычно проводились обходы селений церковным причтом. Крестный ход, во главе которого шли богоносцы (оброшники, заветники) с иконами и хоругвями, а за ними священники, дьяконы, псаломщики, был довольно торжественным. Это был особый обход, которого ждали все крестьяне, так как в этот день, единственный в году, выносили запрестольные образа.
Пасхальные молебны, по убеждению русских крестьян, должны были способствовать благополучию семьи и хозяйства.

Характерной чертой народной обрядности Пасхальной недели было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминаний, которые на Пасхальной неделе не проводились, так как противоречили духу праздника - радости по случаю Воскресения из мертвых Иисуса Христа. Однако, согласно народным представлениям, в Пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться празднику. Поминальными днями этой недели были первый (второй) день Пасхи и Пасхальный четверг. В эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, христосоваться с ними и приглашать их к праздничному застолью. В эти дни крестьяне оставляли для них незапертыми двери домов; вывешивали на окна полотенца, чтобы души умерших могли на них отдыхать; старались ничего не шить, чтобы не зашить им глаза; не стирали, чтобы не замутить воду перед умершими; не причитали и не плакали на кладбище, чтобы не мешать покойникам радоваться Воскресению Иисуса Христа и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение. Землю усопшие покидали, по распространенным представлениям, в Фомино воскресенье или в Радуницу.

В Пасхальную неделю, которая считалась началом возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодежь и молодожены. С Пасхальной недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Пасхальная неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест.
В Пасхальную неделю девушки совершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в день Пасхи первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол.
Во время Пасхальной недели во многих областях устраивались смотры молодожёнов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус

Вся Пасхальная неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого обще деревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. В Пасхальную неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.