Доктор комаровский если ребенок не разговаривает. Ребенок не говорит: что делать? Норма развития детской речи в полтора года

Как помочь малышу заговорить и что для этого могут делать родители, подсказал самый известный педиатр страны Евгений Комаровский.

У каждого ребенка свои собственные темпы развития – когда вырастет первый зуб, когда он сделает первый шаг и скажет первое слово. Но если на рост зубов повлиять никак нельзя, то побудить малыша заговорить вполне реально. И совсем не сложно. Главное создать для этого условия. Евгений Олегович Комаровский сформулировал 7 простых действий, которые под силу любому родителю.

1. Описывайте все, что ребенок видит

А так же слышит или чувствует. Не стоит думать, что вы будете выглядеть глупо, разговаривая с тем, кто вас не понимает. Мозг младенца впитывает речь родителей и формирует необходимые для будущей речи нейронные связи. Он пока действительно не понимает слов, но знакомится со звучанием родной речи, впитывает интонации и все это откладывается в копилку будущей речи.

2. Задавайте вопросы

И совершенно не важно, что кроха пока не может на них ответить, и даже не осознает смысл вопроса. Зато он слышит изменение интонации и таким образом знакомится с родным для него и его родителей языком. Пройдет немного времени и вы сам не заметите, как ребенок научится четко различать вопросительную интонацию.

3. Рассказывайте истории

Можете говорить с малышом о чем угодно, например, о собственном детстве или придумывать приключения его игрушек. Чем больше разных слов, тем лучше для мотивации малыша к разговору. Перинатальные психологи считают, что малыши воспринимают и усваивают речь еще находясь у мамы в животе.

4. Будьте позитивны

Эмоционально насыщенная речь однозначно влияет на детское восприятие. Говорите с малышом эмоционально и максимально весело, не забывая улыбаться.

5. Исключите детскую речь

Несмотря на соблазн, старайтесь не сюсюкать с ребенком. Говорите простым языком, но нормальными словами, как со взрослым человеком – вы не знаете, когда кроха начнет понимать ваши слова, это может произойти неожиданно рано. Благодаря вашим разговорам малыш осваивает основные единицы языка и законы их функционирования.

6. Жестикулируйте

Не обязательно размахивать руками, но невербальное общение не менее важно, чем сами беседы. Задействовав жестикуляцию и мимику, вы добьетесь того, что ребенок раньше начнет вас понимать.

7. Замолчите и послушайте

Не забывайте периодически останавливать свой монолог и прислушиваться, какие звуки произносит малыш в ответ – очень важно не пропустить попытки малыша произносить слова или связывать их в предложения.

Малыши начинают говорить относительно поздно, когда научились уже не только ходить, но и быстро бегать. А все, что происходит до того, называется доречевым периодом развития. И если каждый из его этапов пройден вовремя, то родителям не о чем беспокоиться. Главное – знать, что характерно для каждой новой ступеньки лестницы, ведущей к освоению речи. Все необходимые данные приведены в таблице ниже.

Почему ребенок не говорит?

Причины нарушения развития речи разделяются на социальные (ведущую роль играет обстановка, в которой развивается малыш) и физиологические (связаны со здоровьем).

К социальным причинам задержки развития речи относится недостаточное внимание к ребенку: он не говорит, потому что ему просто не с кем разговаривать. Окружающая обстановка такова, что речь теряет свою ценность, например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, слышно много посторонних звуков. Ребенок привыкает не вслушиваться в речь, начинает говорить поздно и в основном цитатами из мультфильмов, часто не понимая значения слов. Если мама или папа говорят слишком быстро, то малыш не успевает вычленить отдельные слова и в конце концов перестает пытаться понять взрослого и донести до него свою просьбу. Довольно часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях, кроха просто не знает, на какой язык ориентироваться, осваивает сразу оба, но за больший промежуток времени. А гиперопекающие, сверхвнимательные родители, угадывающие все желания малыша, не формируют у него потребности выражать свои просьбы и эмоции словами, лишая кроху мотивации к освоению речи. Аналогичный результат дают завышенные требования и дидактический стиль. Если члены семьи заставляют малыша переговаривать правильно одни и же слова и фразы, то кроха вообще перестает что-либо произносить.

К физиологическим причинам задержки развития речи относятся:

  1. Нарушения слуха.
  2. Недоразвитие органов артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  3. Стресс – испуг, родительские ссоры, крики.
  4. Поражения головного мозга, возникшие из-за внутриутробных и родовых травм, падения, или тяжелые заболевания в раннем возрасте.

Заподозрить физиологическую задержку развития речи следует, если младенец все еще не обращает внимания на звуковые сигналы, не гулит, не улыбается в ответ на обращение мамы, не показывает комплекс оживления (энергичные движения ручками и ножками), а в не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, а его единственной голосовой реакцией является громкий плач.

Почему так важно своевременное развитие речи?

Если не принимать мер, то по мере роста крохи набор отклонений в развитии речи будет увеличиваться:

  • В 1,5–2 года кроха не сможет произнести своего имени, назвать окружающие предметы, выполнить простую команду, например, помахать рукой, подойти к маме, показать на картинке кошку.
  • В 2,5 года ему не удастся составить предложение из двух слов («мама, дай», «пойдем гулять»). Изменится манера поведения малыша, при общении он постарается использовать неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).
  • В 3 года задержка речевого развития у ребенка станет особенно заметна со стороны. Даже тогда, когда родители не обращают внимания на проблему, врачи и знакомые не пропустят ее. Малыш будет говорить на своем языке, непонятном даже для мамы, слишком быстро, глотая части слова или, наоборот, в замедленном темпе. У него появятся трудности с пережевыванием пищи (кроха может подавиться даже маленьким кусочком), а также повышенное слюноотделение. У такого ребенка постоянно открыт рот без явных на то причин (насморк).

Задержка речевого развития: когда идти к врачу?

Чем раньше начать лечение задержки развития речи, тем больше шансов, что ребенок сумеет нормально учиться в школе. Чтобы докопаться до истинной причины проблемы, могут понадобиться исследования мозга (реоэнцефалография, ультрасонография, компьютерная томография, магнитно-ядерный резонанс), которые помогут определить лечащего врача – невропатолога, отоларинголога, окулиста и др. К 2-летним детям подключается дефектолог. С 3-летнего возраста при необходимости присоединяются психоневролог или ортодонт, а с 4–5 лет – еще и логопед. Не исключена и лекарственная, физио- и анималотерапия.

Первый способ предполагает назначение препаратов, активно питающих нейроны головного мозга, а также лекарств, стимулирующих речевые зоны коры. Физиотерапия – массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия – воздействует на зоны головного мозга с целью улучшения кровоснабжения участков, ответственных за дикцию и память.

Перспективным направлением коррекции речевых навыков считается анималотерапия (от англ. animal – животное): к лечению привлекают братьев наших меньших – лошадей, дельфинов, собак. Особое внимание следует уделить , пальчиковым и подвижным играм, рисованию, лепке, аппликации, специальным речевым играм, развитию зрительного и слухового внимания, увеличению объема пассивного словаря, а также созданию условий для активной коммуникации карапуза со сверстниками. Обычно при устранении причин сбоя и грамотно организованном лечении к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции во многом зависит от усилий родителей.

Чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям нужно:

с 0 до 3 месяцев ласково разговаривать с ребенком, петь ему, в положении стоя, склоняясь, ходить вокруг кроватки, чтобы кроха смог следить за локализацией звуков;

с 3 до 6 месяцев разговаривать с ребенком, вызывая ответные звуки (лепет) и поддерживая радостное состояние, улыбку, смех;

с 6 до 12 месяцев стимулировать лепет, вступая в диалог, когда кроха лепечет, многократно повторять простые слова «мама», «дай», «киса», учить выполнению движений и действий по слову взрослого: «ладушки», «дай ручку», «до свидания», «дай игрушку»;

с 12 до 24 месяцев учить названия блюд (каша, котлетка), посуды, мебели, одежды, животных, птиц, частей тела; развивать понимание связей и отношений между предметами («птичка клюет зернышко»); научить выполнять инструкции из 2-3 действий: «пойди туда-то», «возьми то-то», «принеси мне»);

с 24 до 36 месяцев показывать малышу более сложные предметы, действия, картинки, сопровождая знакомство словесными пояснениями; приучать понимать устную речь без сопровождения наглядными образами, слушать небольшие рассказы и стихотворения; учить говорить предложениями, правильно произносить слова и их окончания; провоцировать высказывания, учить передавать впечатления, называть свойства предметов.

Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет

Возраст Голосовые реакции и развитие речи

Радуясь, младенец издает короткие и однотипные звуки, не имеющие никакого значения, но свидетельствующие о хорошем самочувствии.

Начинаются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о»; малыш гулит, «воркует».

Звучат рулады гласных звуков: «у-у-а-а-о».

5 месяцев

К гласным присоединяются согласные, «слова» становятся длиннее и разнообразнее.

6 месяцев

Ведет со взрослыми своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к их речи, пытается имитировать слышимые звуки. Понимает смысл услышанного, может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.

7 месяцев

Из потока неразборчивых звуков уже можно выделить отдельные слоги и даже короткие слова.

8 месяцев

Учится произносить звуки, имитируя взрослых, как эхо, не всегда понимает значение.

9 месяцев

Первые облегченные слова («ма-ма»); повторяет слоги с разнообразными модуляциями голоса.

10 месяцев

Вслушивается в речь и подражает ей, появляются новые слоги и слова («на», «ав»). Знает значение слов, ищет глазами маму, игрушку, показывает пальчиком на носик.

11 месяцев

Воспроизводит звуки по своему усмотрению. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения.

12 месяцев

Ребенок уже знает около 10 слов и может повторить только что услышанное новое. Понимает более 20 слов. У девочек этот период начинается раньше.

12-18 месяцев

Слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «тетя», «ам-ам» (есть). Звукоподражательные слова: «ав-ав» (собака), «тик-так» (часы), «му-му» (корова) и т. д. Все существительные употреб­ляются в именительном падеже в единственном числе.

18-20 месяцев

Пытается связать два слова во фразу («Мама, дай!»), использует исключительно повелительное наклонение глаголов («Иди-иди!», «Дай-дай!»).

20-22 месяца

Появляются формы множественного числа (разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).

22-24 месяца

Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. Период вопросов «что это?».

Появляются грамматические формы – падежи, времена. Сначала родительный, затем дательный, творительный и предложный. Слышны многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.

Длинные фразы, настоящие монологи. Период вопросов «почему?».

Вопрос логопеду:

Уважаемая Анна Владимировна! Очень рассчитываю на Вашу консультацию по такому вопросу: Моей доченьке уже полтора года, она говорит единственное слово "АЛЁ" (алло), и то не часто. Ни "мама", ни "папа", ни "баба" - ничего! Не говорит "дай", да и вообще ничего не просит - ни есть, ни пить, при необходимости сама пробует достать (да и это редко, в основном просто начинает капризничать, а я уж догадываюсь, в чём дело). Не повторяет за нами, не имитирует звуки животных (му-у, гав-гав и прочее). При этом ребёнок хорошо слышит, так как откликается на имя, даже если зову из соседней комнаты, бежит на звук телевизора, пугается резких звуков (у соседа ремонт, когда сверлят стены, начинает плакать). Значение слов "на", "дай", "нельзя" понимает прекрасно. Речевое развитие отстаёт с самого рождения - гуление после 3-ёх месяцев, да и то скудновато, слоги и лепет после 10 месяцев. Пальчиковые игры не переносит, отдёргивает руку и уходит. С года занимаемся развитием мелкой моторики - перебираем (трогает и разбрасывает) крупы, макароны, бусы и пуговицы. Любит книжки, охотно слушает (яркие картинки и несколько строчек текста на странице, если текста больше, чем картинок - переворачивает на другую страничку). Где-то после года появилась речевая активность в виде тарабарщины (ничего осмысленного, а главное, ни за одним из предметов или действий не закреплено какое-либо даже "тарабарское" слово). Правда, когда-то после 11 месяцев дочка чётко произносила "А-а-а" при высаживании на горшок. Потом и это пропало. Теперь в ходу единственный осознанный звук "АЛЁ", при этом имитирует разговор по телефону (прижимает руку к уху) и далее произносит очередную тираду непонятных звуков. К нам никак не обращается (лишь когда плачет, может произнести ма-ма-ма-ма), но в ответ на вопрос "Где мама (папа, брат, кот)?" поворачивает голову к искомому человеку. Эмоционально сохранна, смеётся, радуется родным и друзьям, обижается, плачет - всё вовремя. Нашего невропатолога я уже замучила, мы прошли три курса реабилитации (родилась недоношенной, в 33 недели, негрубо отставала и в моторном развитии, но к году догнала сверстников), сейчас стоим в очереди на следующий (массаж речевых зон, парафин, лазер на те же речевые зоны). Может, действительно не стоит волноваться, а надо подождать? Но так страшно упустить время, ведь иногда не всё можно восстановить именно из-за бездействия. Я возлагала большие надежды на садик (все утверждают, что там-то и начнёт наша девочка говорить), но с садом мы, что называется, пролетели. Теперь вот ищу консультацию профессионала-специалиста, а не советов от бабушек на скамейке. Заранее спасибо, очень надеюсь на ответ.(Екатерина)

Ответ: Уважаемая Екатерина, Вы правильно сделали начав бить тревогу раньше. Судя по вашему письму у девочки действительно есть проблемы с речью, которые можно и нужно начать устранять даже в столь раннем возрасте.

Вы пишите о том, что у ребенка было отставание в речевом развитие еще в раннем возрасте. Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета, его необращенность к взрослому - все эти признаки являются симптомами речевых нарушений. Бедность интонации (от латинского "громко произносить", сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, темп, тембр, ритм, интенсивность и логическое ударение на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а так же экспрессий и эмоций) иногда компенсируется выразительностью мимики, глаз. А в вашем случае девочка прибегает к капризам, по интонации которых мама в силах понять чего же ребенок хочет в данный момент.

Словарь у таких детей накапливается медленно, первые слова могут появится к трем-пяти годам (в норме к 1,5 годам). Речь в этом случае характеризуют невнятность, скомканность, аграмматичность, свернутость.

Продолжайте развивать мелкую моторику рук, потому что центры, ответственные за движение руки и артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба), находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве друг от друга, следовательно массируя и развивая пальчики, тем самым способствуете и развитию артикуляционной моторики. Если дочь не переносит пальчиковые игры типа: "Сорока-белобока", "Ладушки" и т.д., обратитесь к более продвинутым видам игр. Возьмитесь рисовать пальчиковыми красками, как пальцами, так и всей ладонью. Начните лепить из соленого теста, оно менее токсично для ребятишек раннего возраста, которые так и норовят все попробовать на язык. Так же могу посоветовать Вам игры с пальчиковыми куклами и куклами-наперстками, это занятие очень увлекает маленьких детей. Бесспорно, необходимо найти хорошего логопеда, для работы с ребенком, который поможет наладить эмоциональный контакт Вам с Вашей же девочкой, способствующий развитию активной речи малышки.

Вы пишите о нежелании девочки повторять за взрослыми слова, звуки, имитировать звуки животных. Именно речевое подражание и является самым важным и эффективным приемом в работе с неговорящими детьми. Это естественный период в развитии детской речи как в норме, так и в случае речевых нарушений.

Необходимо создавать такие условия, в которых у ребенка возникнет желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Для этого нужно наладить эмоциональный контакт с ребенком (поиграйте с малышкой в "простейшие" игры, которые приведут ее в состояние активности - физической, веселья - эмоционального и спокойствия - душевного), поместить его в ситуацию успеха (хвалить, даже за малейшие достижения, если же ребенок не ответил на Ваш вопрос, сказать, что он молодец, ведь он старался изо всех сил, в следующий раз у него обязательно получиться).

Подражание речи взрослого происходит в несколько этапов: - Повторение аморфных слов . Это те самые звуки и слоги, которые в речи ребенка несут смысловую нагрузку (у-у-у, ж-ж-ж, ав-ав, би-би, бух, мяу, ням-ням, ду-ду, куп-куп, буль-буль и пр.). Помимо правильно произносимых простых слов, типа мама, папа, дай, на и пр., могут так же присутствовать "аномальные слова". Они делятся на слова-фрагменты (например, молоко - "моко", машина - "сина"), слова-звукоподражания (например, ам-ам - кушать, топ-топ - гулять, му- корова, мяу - кошка, бух - упал и пр.) и контурные слова, в которых правильно произносится ударения и количество слогов (например, "тититики" - кирпичики, "патина" - машина, "мапата" - лопата). Так же в речи детей могут присутствовать слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты (в данном письме они названы тарабарщиной). Такую автономную речь ребенка закреплять и поддерживать нельзя. Так же не следует повторять за малышом воспроизводимые им слова-заменители, взрослый должен давать ребенку образцы ПРАВИЛЬНОЙ речи. - Повторение слов. В начале это короткие слова, типа: мама, папа, дай, на, киса, утя и т.д. На этом этапе возможно использование в речи "облегченных слов" (не кошка, а киса). Особое внимание следует уделить усвоению ребенком глаголов, т.к. именно они играют важную роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-действий, тем выше уровень ее развития у ребенка. - Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе - 2-3 слова). Например, Вот ложка. Там мяч. Где мама?

Игры для развития речевого подражания.

- Послушай стихотворение про самолет: Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.

Давай поигрем в самолетики! Полетели в небо самолеты, загудели: "У-У-У!". Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У.

Подобно этой игре, играем в "Паровозы"(ту-ту), "Пароходы"(ы-ы-ы), "Машины" (ж-ж-ж) и т.д. А так же адаптировать любые другие детские стихи, добавив несложные аморфные слова (бух, бом-бом, би-би, гоп-гоп,мур-мур, ой-ой-ой, ай-ай-ай, прыг-скок, ля-ля-ля и т.д.)

В заключении хочется добавить, в своем блоге я выкладывала статью под название "Разговорим "молчуна" от 1,5 до 3 лет", говорила о необходимости постоянного общения с ребенком. Хочется дать эдакий двусмысленный совет: говорит надо много, но мало, т.е. взрослый общается с ребенком постоянно, но при этом использует в своей речи короткие фразы, из 2-4 слов. А вот логопедическая шутка "Повторение - мать заикания", тут не уместна, т.к. именно неоднократное повторение, многократное проговаривание бытовых ситуаций или же созданных искусственно (игры, занятия) принесут положительный результат.

Вот как примерно должен быть выстроен ваш разговор с ребенком:

Умывание.

- Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку - вот так. А сейчас давай умоем лицо - вот так. Набери воду в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенькой стала.

Построим дом.

Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик? Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. какой будет домик - большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубик. Теперь ты ставь. ставь вот сюда...

Каждый 14-й ребенок имеет выраженную задержку речевого развития (ЗРР). Проблемы с развитием речи уже становятся заметны с 2 лет.

В статье собран материал о причинах и признаках ЗРР у малышей двухлетнего возраста, нормы развития речи у детей и мнения врачей по этой проблеме.

Признаки задержки речевого развития у детей в таблице – когда стоит бить тревогу?

Показатели благополучного и неблагополучного развития речи у малышей

Признаки благополучного развития речи Признаки неблагополучного развития речи
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития.
Заболевания неврологического профиля отсутствуют. Присутствуют заболевания неврологического профиля.
В разговоре ребенок слушает себя и самостоятельно исправляет свои ошибки. В анамнезе есть тяжелые общие болезни.
Он свободно разговаривает с близкими, стеснительно себя ведет с незнакомцами. Игнорирует просьбы повторить только-что сказанное.
С интересом повторяет ваши речи. Не стремится повторять речь родителей.
Ребенок решает свои проблемы с помощью речи. Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства.
Показывает предметы, которые ему называют. Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами.
Знает и понимает разницу между «большой» и «маленький». Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет.
Отстает от одногодок в речевом развитии.
Не реагирует на замечания повторить сказанное, только лучше.

Когда ребенок должен начать говорить — нормы развития речи у малышей в таблице

Специального органа, который отвечает конкретно за речь у человека, нет. Формируют речь и слова такие анатомические аппараты как жевательный, дыхательный, глотательный. Но прежде чем слово или словоформа будет сформировано, в процесс задействуется кора головного мозга.

У детей процесс формирования речи имеет несколько этапов:

  1. Первый этап начинается от рождения и продолжается до достижения возраста 6-10 месяцев. Он включает в себя крик, лепет и гуление. Этими, так называемыми «сигналами», малыш оповещает родителей, что он голоден, ему холодно или жарко, некомфортно или он чувствует боль. Далее, прислушиваясь к разговорам окружающих, у него начинают формироваться простые слоги «ма», «па», «ба» и т.д.
  2. Второй этап начинается в 8-10 месяцев и продолжается до 2 лет. В этот период малыш начинает понимать элементарные фразы, которые говорят родители и может жестом отвечать на вопрос (наприм. «где мама?»). Интонацией он выражает радость, недовольство, страх. По достижению 1 года ребенок начинает называть слова звукоподражательным выражениями (напр. машина – би-би, кот – кис-кис, игрушка – ляля).
  3. С 2 лет начинается 3 период, когда малыш четко понимает речь взрослого, выполняет поручения, с легкостью указывает на называемые предметы. Ребенок уже может называть словосочетания из двух-четырех слов, произносит все звуки родного языка, его словарный запас в среднем состоит из 300 слов.

Таблица №1. Нормальное развитие речи у детей по возрасту

Форма речи Возраст
1. Крик с интонацией недовольства или радости. 1-2 мес.
2. Ребенок гулит и пытается произнести простые слоги. 2-3 мес.
3. Ребенок пытается повторять слова за вами и выговаривает их посредством одинаковых слогов. 4-5 мес.
4. Начинает выговаривать первые слова, состоящие со слогов (ма-ма, ба-ба, па-па, ля-ля) или называет вещи звукоподражающими названиями (кот-киса, корова – му-му). 8 мес. – 1 год 2 мес.
5. Ребенок начинает объединять по 2-4 слова и формирует логические словосочетания. 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес.
6. Начинает часто задавать вопросы «что это?». 1 год 9 мес. – 2 года 6 мес.
7. Речь малыша начинает приобретать правильное грамматическое значение (использует числа, род слова). 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
8. Ребенок начинает активно говорить, рассказывает, что он делает, где и как, разговаривает со своими игрушками. 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года – все социальные, психологические и физиологически причины задержки речевого развития у детей в таблице

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо, но при этом у него нет . Причин этому может быть множество, их воссоединяют в три основные группы – социальные, психологические и физиологические.

Причины задержки или отсутствия речи у ребенка в 2 года

Физиологические Психологические Социальные
Слабость мышц лица и рта. Испуг. Отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей.
Проблемы со слухом, глухота, тугоухость. Постоянные родительские скандалы, ссоры. Постоянный доступ ребенка к компьютеру, телевизору, планшету.
Врожденные аномалии развития губ, неба, языка, лицевых мышц. Неблагоприятная обстановка в семье (неполная семья, отсутствие родителей, асоциальные родители). Повышенная опека над ребенком, когда ему нет необходимости что-либо понимать и над чем-то задумываться.
Патологии головного мозга и нервной системы. Высокие требования родителей к малышу, насильственные попытки научить его говорить.
Наследственные болезни.
Психические заболевания. .

Патологии нервной системы, приводящие к речевому недоразвитию

Общее недоразвитие речи – формы речевой патологии:

  1. Дизартрия.
  2. Афазия.
  3. Моторная алалия.
  4. Сенсорная алалия.

Дизартрия

Дизартрия проявляется в средней, тяжелой и стертой формах.

Характерные черты этой патологии:

  • У ребенка страдает вся произносительная система речи.
  • Ритм дыхания нарушен.
  • Голос приобретает гнусавый оттенок.
  • Все звуки произносятся смазано и нечетко, как бы «в нос».

При тяжелых формах дизартрии заметны нарушения тонуса лицевых мышц — они или слишком расслаблены, или чересчур напряжены.

Ребенок не может поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение.

У малыша страдает и крупная и мелкая моторика, он неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не любит рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие.

Причины развития дизартрии:

  1. Асфиксия или травма при родах.
  2. Влияние несовместимости с матерью по резус-фактору.
  3. Травмы и опухоли головного мозга.
  4. Наследственные патологии ЦНС.

При нормальном слухе и развитых органах артикуляции у детей происходит распад уже начавшейся формироваться речи.

Характерная черта афазии – ребенок говорил и вдруг замолчал, появились нарушения в произношении звуков, потеря смысла высказываний. Это нарушение речевого развития ведет к задержке развития интеллекта.

Причины афазии – травмы, опухоли и воспалительные заболевания головного мозга.

Моторная алалия

Речевая патология, имеющая широкий диапазон нарушений: от полного отсутствия речи до незначительных проблем типа неправильного употребления окончаний слов или склонения по родам и числам.

Характерная черта тяжелой формы моторной алалии – ребенок понимает то, что ему говорят, но его собственная устная речь практически не развивается. Дети с такими проявлениями не в состоянии самостоятельно поставить губы, язык в нужное положение, они неуклюжи в выполнении простейших движений.

Мелкая моторика пальцев рук у таких детей почти не развита, страдают и память, и мышление.

Причины развития моторной алалии – повреждение клеток речевых зон головного мозга или запаздывающее их развитие вследствие родовой травмы, инфекций, воздействия токсинов на плод во время внутриутробного развития.

Сенсорная алалия

При этой патологии дети не понимают смысла обращенной к ним речи, или понимают слова по отдельности, но не могут вникнуть в смысл целой фразы или высказывания.

Иногда у ребенка с сенсорной алалией наблюдается логоррея (бессмысленное и бессвязное произнесение отдельных слов).

Может наблюдаться задержка интеллекта, негативные проявления со стороны нервной системы: раздражительность, негативизм, нарушения крупной и мелкой моторики.

Нужно отличать эти стойкие и тяжелые патологии речевого развития (ОНР) от темповой задержки развития речи (ЗРР), когда некоторое отставание в этом отношении от сверстников вызвано особенностями развития малыша, наследственными особенностями, нехваткой общения с родителями.

Это может сделать только специалист: психоневролог, логопед, психолог для детей с отклонениями в развитии.

Мнение специалиста

Доктор Комаровский:

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы. Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание. Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети. Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.
Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу. Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны. Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.

Из книги «Родителям о речи ребенка» Н.В. Нищева:

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка речевого развития в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Н. С. Ильина, логопед-дефектолог:

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический характер. Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые под руководством специалистов могут организовать правильное общение с ребенком.

Ребенок не говорит в 1,5 года. Если вас это беспокоит, давайте побеседуем на эту тему. Разберемся, что должен говорить ребенок в полтора года и какие действия следует предпринимать, если он в этом возрасте не разговаривает.

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

В возрасте от года до полутора лет у детей начинает формироваться активная словесная речь. И хотя у каждого ребенка эти сроки индивидуальны, существуют среднестатистические данные речевого развития дошкольников.

Они служат ориентиром и для родителей, и для врачей. Чтобы не беспокоились, либо не пускали этот процесс на самотек родители. Чтобы своевременно диагностировали и назначали лечение специалисты.

В таблице ниже приведены сведения по формированию речи детей дошкольного возраста:

Итак, сколько слов должен говорить ребенок в 1,5 года?

От 15-20 слов до 40-50. Это и их сокращенные версии (бу — бусы, ми — мишка), и звукоподражания (бе-бе, гав-гав). К двум годам словарный запас малыша увеличивается до 200-300 слов.

Пассивный же словарь, состоящий из слов понятных, но еще не выговариваемых, намного больше. Это и цвета, и части тела, и игрушки, и много чего еще, что можно принести, показать, а также посильные слова-поручения (убери за собой, помоги сестренке).

После полутора лет идет стремительное увеличение активного словаря ребенка вместе с изменением грамматики. Это явление имеет свое название - «лексический взрыв».

Слова могут быть интерпретированы (укама - руками), либо многозначны (бух - падать, прыгать). С полутора лет начинает оформляться фразовая речь, когда складываются двухсловные предложения (я пать - я пошла спать, мама ку - мама кушает). К двум годам предложения уже состоят из 3-4 слов.

У каждого ребенка свой темп. Один в два года читает наизусть К. Чуковского, другой медленно, но верно, постигает премудрости языка, будучи при этом активным и жизнерадостным.

А бывает и такое: ребенок молчит до 1,5-2 лет, а потом начинает говорить, не умолкая, днями напролет.

Стоит ли беспокоиться

Если в полтора года ребенок не говорит, в его словарном запасе нет лепетных и звукоподражательных слов, и особенно, если при его вынашивании, рождении или в младенческом возрасте были какие-то отклонения, в этом случае проведение комплексного обследования необходимо.

Такой малыш может не отзываться на свое имя, быть замкнутым, агрессивным. У него могут быть нарушения в координации движений, в работе пальчиков рук.

Если ребенок не откликается на обращенную к нему речь, не реагирует на голоса людей, звуки окружающей среды, то ему необходима помощь врача-сурдолога. На развитии речи отрицательно сказывается не только снижение слуха, но также и зрения.

Если физиологические причины молчания вашего ребенка исключены, то дело за вами. Что следует предпринять, об этом чуть позже.

Все-таки не помешает знать, какие причины приводят к задержке речевого развития.

Что оказывает влияние на формирование речи у детей

Развитие ребенка, в том числе и речевое, процесс очень сложный. На него оказывают влияние и экологическая обстановка, и социальная среда, в которой находится ребенок, и семейный уклад.

Но давайте о причинах того, что в полтора года ребенок не говорит, по порядку:

  1. Наследственность. Если в семье были случаи поздней речи, то есть вероятность ее унаследовать.
  2. Пол ребенка. Мальчишки могут начать говорить позже своих сверстниц, но зато потом сразу предложениями.
  3. Темперамент малыша. Детки-интроверты, не очень склонные к взаимодействию с другими, тоже не спешат разговаривать.
  4. Недостаточное общение. Ребенку необходима постоянная эмоциональная связь с близкими. Ему надо слышать мамин голос, видеть ее лицо, ощущать ее прикосновения, откликаться на душевное тепло. Малыш чувствами познает окружающий мир и отзывается в ответ первыми звуками и словами, движениями, улыбкой и смехом. Дефицит общения влечет за собой речевые проблемы.
  5. Родительская гиперопека и гиперконтроль. «Не трогай», «не бери», «не ходи туда», «нельзя» - эти запреты, делающиеся, безусловно, с благими намерениями, блокируют такое естественное желание ребенка познавать окружающий мир. Задержка речи в этом случае - ожидаемое явление.
  6. Чрезмерная информационная нагрузка. Стремление научить малыша всему и сразу, чтобы до школы у него была пройдена программа начальных классов, перегружает детскую психику и может негативно сказаться на развитии речи. Не отнимайте у него детство с песочницей, творчеством во всем его многообразии, общением со сверстниками. Пусть ребенок развивается гармонично в соответствии со своим природным ритмом, его организм ответит на это повышенными возможностями и способностями.
  7. Нежелание учиться говорить. Оно возникает тогда, когда взрослые стараются обеспечить малышу полный комфорт и выполняют все его просьбы, не побуждая при этом выражать их словами. Пропадает мотивация: все и так хорошо.
  8. Влияние стресса. Скандалы, ссоры, даже тихая неприязнь родителей друг к другу сказываются отрицательно на психике ребенка и, как следствие, на его развитии. Ведь для маленького человека мама и папа - это его мир.

Как можно помочь малышу заговорить

Так что же делать, если ребенок в 1,5 года не говорит? Наш совет - больше качественного общения!

А это значит:

  • чаще обращайтесь к малышу по имени;
  • разговаривайте много, озвучивая все свои действия;
  • вовлекайте в диалог ребенка, создавая ситуации, задавая вопросы, обращаясь с поручениями;
  • показывайте и называйте предметы быта, части тела, комментируйте происходящие вокруг события;
  • расскажите о новой игрушке, включив фантазию (Это кукла. Знаешь, как ее зовут? Посмотри, какие у нее красивые волосы и шикарное розовое платье. Сейчас она расскажет тебе о том, как она танцевала на балу. Хочешь?);
  • играйте в совместные игры и не молчите;
  • притворитесь незнайкой и спросите, показывая на мяч: «Это - кубик?»;
  • читайте книжки, рассматривайте яркие картинки, проявляйте интерес (как облизывается волк и убегает зайчик; где у лисы хвост, а у ежа иголки; как улыбается солнышко и плачет дождик; как цокает лошадка и рычит тигр);
  • пойте колыбельные;
  • тренируйте пальчики; для этого закручивайте крышки, сортируйте макароны, перебирайте крупу, рисуйте, лепите, стройте пирамидки, делайте поделки из шишек, желудей, камушков, каштанов;
  • гуляйте на природе, наблюдайте за насекомыми, слушайте, как поют птицы, любуйтесь цветами.

Используйте благодатное время

Период от полутора до двух лет в жизни ребенка по праву можно считать плодоносным для речевого развития. Уделяя много времени и внимания своему малышу, активно и с удовольствием с ним занимаясь, можно получить желаемые плоды.

А выглядеть они могут по-разному: как лексический взрыв, речевая лавина, словесный водопад.

Как ваш влюбленный взгляд, когда малыш декламирует «У лукоморья», еще плохо понимая смысл слов, но уже пробуя себя в роли мастера публичных выступлений.

  • Разделы сайта