Цареградская от зачатия до года читать. Ребенок от зачатия до года

М.: Рожана, 2005. — 128 с. — ISBN 5-902997-01-1.Настоящая книга является методическим пособием для родителей. Это пособие разработано и составлено на основе немедицинского подхода к уходу за грудным ребенком и его воспитанию и является стартовой площадкой для обучения женщин материнскому искусству взращивания детей. Базой пособия являются собственные многолетние наблюдения и исследования автора, опыт его работы с мамами и грудными детьми, а также современные данные о психологии новорожденного и грудного ребенка, материалы ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию. При составлении методического пособия были использованы этнографические материалы и современные сведения из различных областей науки.Обращение к читателю.
Предисловие.
Что нужно ребенку первого месяца жизни.
Что не нужно ребенку первого месяца жизни.
Врожденные ожидания новорожденного.
Правильные роды.
Правильный уход и воспитание.
Значение стресса для развития мозга ребенка.
Материнству нужно учиться.
Что такое материнство?
Как пробуждается материнский инстинкт?
Можно ли положиться на материнский инстинкт?
Материнские навыки, или чему учиться.
Легко и просто.
Физический контакт с матерью и его значение.
Тактильная стимуляция.
Холдинг.
Укачивание.
Совместный сон.
Грудное вскармливание.
Психоэмоциональный контакт.
Общие принципы развития ребенка первого года жизни.
Последовательность развития.
Развитие различных форм поведения.
Соотношение психоэмоционального и моторного развития.
Адаптационный период развития ребенка.
Первый час жизни.
Первые три дня жизни.
Третий — двадцатый день.
Двадцатый — сороковой день.
Развитие ребенка к седьмой неделе жизни.
Моторное развитие.
Общение и речь.
Психоэмоциональное развитие.
Эмоции и общение с миром.
Эмоции ребенка.
Способы коммуникации и проявления внутренней жизни ребенка.
Материнское молоко - лучшее питание для ребенка.
Возможность грудного вскармливания.
Основные правила успешного грудного вскармливания.
Прикладывание к груди в первый час жизни ребенка.
Исключение кормления из бутылочки в первые часы жизни.
Отсутствие докармливания и допаивания ребенка в первые дни жизни.
Совместное содержание матери и ребенка.
Правильное прикладывание к груди.
Кормление по требованию.
Чередование молочных желез.
Неограниченное время кормления.
Ночные кормления и совместный сон.
Удобная поза для кормления.
Как убедиться, что хватает молока?
Отказ от частых взвешиваний ребенка.
Исключение докармливания ребенка.
Исключение допаивания ребенка.
Отказ от сосок и пустышек.
Отказ от частого мытья груди.
Отказ от сцеживания.
Отказ от специального питания кормящей матери.
Поддержка кормящей матери.
Проблемы грудного вскармливания.
Травмы сосков.
Недостаток молока.
Лактостаз.
Мастит.
Болезнь ребенка.
Болезнь мамы.
Лактазная недостаточность.
Желтушка новорожденного.
Дисбактериоз.
Кто может помочь при проблемах.
Преимущества грудного вскармливания.
Защита ребенка от инфекций.
Здоровье матери.
Формирование связей.
Выгоды и удобства, которые дает кормление грудью.
Недостатки искусственного вскармливания.
Опасность инфицирования.
Инфекции.
Длительный понос.
Недостаток железа.
Недостаток витаминов.
Избыток солей.
Неполноценность жирового компонента.
Неполноценность белкового компонента.
Возможность развития диспепсии.
Возможность развития аллергии.
Проблемы с сосанием груди.
Расходы.
Этапы выработки молока.
Этапы грудного вскармливания.
Уход за новорожденным ребенком.
Обработка пупка.
Этапы заживления пупочной ранки.
Обработка носа и ушей.
Обработка прыщиков на коже.
Критический период и наблюдение за ребенком.
Уход за ногтями.
Пеленание новорожденного.
Что помнит новорожденный.
Пеленание и осязание.
Физиологически обоснованное пеленание.
Сроки пеленания.
Организация прогулок.
Визиты к новорожденному.
Организация прогулок.
Проветривание комнаты.
В гости к новорожденному.
Уход за кожей.
Подмывание ребенка.
Профилактика опрелостей.
Адаптационное купание.
Что приготовить для купания.
Травы для купания.
Проведение купания.
Адаптационное купание — шаг за шагом.
Искусство ношения ребенка на руках.
Формирование изгибов позвоночника.
Формирование черепа грудного ребенка.
Комфортная поза для новорожденного.
Как правильно носить ребенка на руках.
Формирование вестибулярного аппарата.
Формирование тазобедренного сустава.
Ношение ребенка в перевязи.
Пестовальная гимнастика.
Зачем нужна пестовальная гимнастика.
Особенности пестовальной гимнастики.
Когда и как пестовать младенца.
Упражнения для ребенка от 6 нед. до 3 мес.
Физиологические особенности новорожденного.
Срыгивания.
Икота.
Особенности стула.
Мочеиспускания.
Особенности сна новорожденного.
Явления периода новорожденности.
Мастит новорожденного.
«Колики».
Вспучивания.
Отправление естественных нужд.
Мочеиспускательный рефлекс и установление контроля над сфинктерами.
Осознание своего тела.
Формирование полового поведения человека.
Функциональное становление выделительной системы.
Организация высаживания.
Использование подгузников и ползунков.
Термоадаптация и основы закаливания.
Термоадаптация.
Переохлаждение и перегрев.
Закаливание.
Плаванье и проныривание для грудничков.
Воспитание грудного ребенка.
Основа воспитания.
Импринтинг.
Впечатление о надежности матери.
Приемы воспитания.
Адаптация матери к материнству.
Сохранение фигуры.
Форма груди.
Физические нагрузки во время кормления грудью.
Возобновление половой жизни после родов.
Репродуктивный цикл.
Контрацепция во время грудного вскармливания.
Организация быта с маленьким ребенком.
Полноценное питание кормящей мамы.
Участие мужчины в уходе за ребенком.
Участие бабушки в помощи по хозяйству.
Взаимодействие с медицинскими учреждениями.
Компетенция врача-педиатра в отношении грудного вскармливания.
Организация общения с детской поликлиникой.
Формирование иммунитета и инфекционные болезни.
Иммунная система и иммунитет.
Формирование иммунитета ребенка.
Насколько опасны детские и недетские болезни?
Вакцинация.
История и современность.
Истоки идеи.
Новый виток истории.
Принудительные прививки и антипрививочное движение.
Луи Пастер и его вклад.
Российские врачи о прививках.
Как победили оспу.
Российские законы о прививках.
Современное положение дел.
Резюме.
Вакцинация как медицинская процедура.
Вакцинация — уникальная медицинская процедура.
Состав вакцин.
Безопасность и апробация вакцин.
Действие на иммунитет.
Поствакцинальные осложнения.
Отдаленные последствия вакцинации.
Правила вакцинации и вакцинация без правил.
В родильном доме.
Прививки и отношения с детской поликлиникой.
Как принять решение о вакцинации ребенка.
Правила вакцинации.
Вместо послесловия
Список литературы


Ж. В. Цареградская

Ребенок от зачатия до года

Универсальное пособие

Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и новорожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

Цареградская Жанна Владимировна - по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990-1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети - надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания. Публикации. Жанна Владимировна - автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать - дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:

11152, Москва, а/я № 27 или e-mail jtsaregradskaya@hotmailcom

Вводная часть

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Воспитание - это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.

Развитие ребенка до рождения

Беременность

Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность - это естественный физиологический процесс развития оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется новое существо, способное существовать вне материнского организма.

Сразу скажу неоднозначная книженция. Язык суховат, т.к. это скорее пособие для медиков, но без слишком заумных слов, так что и обычной женщине она доступна для прочтения. В начале читается сложно, главы про беременность проходила по диагонали, уже не актуально, а на родах и уходе за новорождённым и ребёнком до года останавливалась подробно, делала заметки.

Беременных книга может напугать, а то и вызвать отвращение такими моментами. Перинатальная матрица, например… Если роды не естественные или чуть что не так, не дай Бог окситоцин, эпидуралка, или прокол пузыря, всё, ребёнок душевный инвалид на всю жизнь, психбольной, чуть ли не шизофреникНу а про КС так ваще, капец, у матери материнский инстинкт ваще не проснётся и малыш несчастен на всю жизнь! По её мнению настоящей матерью ты становишься тока с 4-ым ребёнком! Ну ещё бы у неё 6! Куда нам до неё Клизмы детям низя, свечи тоже, подгузы зло, тока в поликлинику и в гости, спать в них НЕЛЬЗЯ! А то иначе будет мальчик гомосеком, а девочка вроде лесбиянкой

Про ГВ. Кормить до 3-х лет. А еси упоси Бог не кормила ни дня, да даже если не до 1,5, то между строк читается - НЕ МАТЬ ТЫ ВОВСЕ! Т.е. ГВ в книге этого автора возведено в неадекватный культ, попахивает фанатизмом. Мадам которая пишет не даёт шансов другим гипотезам, теориям, мнениям, доказательствам, гнёт свою линию, кстати, не являясь медиком. Ну да, 6 детей у неё и более 100 детей в проведённом опыте участвовало. Но! Образование у неё тока педагогическое, еси не ошибаюсь. Вообщем, книга спорная, однобокая. Всё равно полезно почитать, т.к. период развития малыша от новорождённого до года вполне разумно описала, видимо устала она уже под конец книги ужасами пугать мамаш:)))

Про совместный сон тож СТРАСТИ! Еси новорождённый спит не с тобой, то кранты, от этого и смертность детская, якобы биоритм мамы там что ли не слышит, чувствует одиночество вселенского масштаба и т.д. Кстати, она настаивает спать с ребёнком на протяжении ГВ. Вообщем, девочки, есть там крупицы истины, но есть и перегибы. Фильтруйте информацию! Не берите эту книжку как за чистую монету. Там чувствуется некое зомбирование

Пошерстила про эту мадаму в инете. И о БОГИ, та же ситуация что и с «Колыбелькой» в Питере. Я т.к. там жила и подруга моя сотрудничала с этим клубом в СПб, наслышана про эти ужасы. Тока там они за водные роды были. А тут Цареградская против эдакого, но сё рано за РОДЫ НА ДОМУ. Так что там с ней, сидит всё её семейство, которое основало эту «Рожану» или уже выпустили? А с «Колыбелькой» что не знаете? Тож сидит эта многодетная мать?

Кстати, домашние роды практикуются зарубежом, но там это на другом уровне. В случае когда что-то идёт не так, акушерка везёт в роддом… А у нас Россия к такому ещё не готова, эти клубы и их повитухи, если что-то идёт не так просто свинтивают и виноватыми остаются тока родители… В книге Цареградской чувствуется негатив к медперсоналу. Согласна, с ней, что в роддомах нет ориентации на то, что роды это естественый, прекрасный, природный процесс, врачи натасканы на изначально патологичные роды и хорошо справляются если что-то идёт не так. Т.е. там роженицу изначально видят пациенткой, заболевшей родами, а нужен другой подход, не хамский, не грубый, а помогающий. Но, даже несмотря на это, не стоит хаить медицинский подход и их роль в родах, это же ПРОФЕССИОНАЛЫ! Много чего хочу сказать, но завязываю

Возможность грудного вскармливания

Кормить грудью могут все!
Грудное вскармливание при наличии живого и здорового младенца невозможно лишь в том случае, когда нет матери или у нее удалены обе молочные железы. Биологическая мать может выкормить двойню, и даже тройню, не используя докорма до 5 месяцев. Даже двойняшки и тройняшки могут вырасти на исключительно грудном вскармливании до 4-5 месяцев. Выкормить грудью младенца может приемная мать, даже если у нее до этого не было собственных детей. Истинный недостаток молока, которым сегодня так напуганы современные матери, встречается только у 3% женщин. Остальные 97% могут кормить грудью, хотя часто и не догадываются об этом. Довольно часто женщины жалуются, что у них пропадает молоко от бытовых проблем, неустроенности, стресса или нервного напряжения. Оказывается, такой причины нет. Исследования убедительно доказали - если женщина ХОЧЕТ КОРМИТЬ, она будет это делать в любом случае. Так что в "отсутствии" молока виноваты, как правило, сами женщины, не желающие кормить своего малыша грудью или выполняющие неграмотные рекомендации. Если молодую мать знакомят с основными правилами и обучают приемам грудного вскармливания, она успешно кормит ребенка грудью как угодно долго и благополучно прекращает лактацию в физиологические сроки.

Чтобы грудное вскармливание было успешным, необходимо:
желание женщины кормить грудью;
обучение технике и практике грудного вскармливания;
выполнение основных правил грудного вскармливания;
своевременное решение проблем грудного вскармливания с помощью консультантов по лактации;
поддержка членов семьи и опытных матерей, имеющих положительный опыт продолжительного грудного вскармливания более 1 года.

Правильное прикладывание к груди

Если ребенок правильно захватывает и сосет материнскую грудь, то он может сосать сколь угодно долго, не причиняя маме никаких неприятностей. Правильное прикладывание к груди уберегает женщину от трещин и ссадин на сосках, лактостаза (закупорки молочного протока), мастита и т.д. Поэтому очень важно научиться правильно прикладывать ребенка к груди и следить за этим в течение всего периода грудного вскармливания. Как правило, обучение правильному прикладыванию происходит в течение первого месяца жизни. Однако, основным периодом, когда ребенок нуждается в напоминаниях и подсказках матери, является период от рождения до 8 месяцев. Если малыш захватил грудь неправильно или изменил положение во время кормления - необходимо отнять грудь и предложить ему захватить ее еще раз. Не следует бояться поправлять ребенка и предлагать ему брать грудь только в правильном положении - он ожидает подсказки матери и готов учиться. Эти ожидание и готовность заложены в его природе, поскольку без них он не сможет выжить.

Если ребенок был обучен неправильно брать грудь, то он и мама будут вынуждены переучиваться. При уверенных действиях матери переучивание происходит в течение 4 - 10 дней. Даже если малыш куксится и плачет, не желая брать грудь правильно, это не является причиной оставить переучивание. В процессе сосания в правильном положении ребенок получает необходимое для компенсации стресса количество эндорфинов. Эти гормоны счастья-радости вырабатываются у него в процессе сосания, а, кроме того, он получает их из материнского молока. Таким образом, материнское молоко и сам процесс сосания в правильном положении являются для ребенка средством для достижения психоэмоционального комфорта. Именно поэтому стресс, который он переживет, переучиваясь, несравнимо меньше по сравнению с постоянным стрессом, который он получает в результате каждодневного неправильного сосания. Сосание в неправильном положении приводит к хроническому стрессу и неблагоприятно сказывается на формировании нервной системы ребенка. Кроме того, оно может негативно сказаться на правильности формирования челюстно-лицевого аппарата и зубов.
При правильном прикладывании:
кормление ребенка не вызывает болезненных ощущений, боль может возникать только в момент захватывания ребенком груди;
не возникают травмы сосков, мастит и другие проблемы;
ребенок высасывает достаточно молока;
продолжительность кормления не имеет значения.
При неправильном прикладывании:
при кормлении ребенка возникают болезненные ощущения;
возникают повреждения сосков, мастит, лактостаз и др. проблемы;
возникает необходимость ограничивать время кормления;
ребенок высасывает мало молока и не наедается.
Удобная поза при кормлении
Очень важно, чтобы при кормлении мать принимала удобную позу сама и придавала удобное положение ребенку. Удобная поза при кормлении обеспечивает хороший отток молока из груди и является профилактикой лактостаза.

Обязательны для показа и обучения позы лежа и сидя из-под мышки. Кормление в основной позе сидя и сидя на ноге более сложно для выполнения. Поэтому этим двум позам целесообразно обучаться после освоения в течение 3-7 дней правильного прикладывания в позах "из-под мышки" и "лежа".
Кормление по требованию

Грудное вскармливание - это обоюдный процесс, поэтому, говоря о кормлении по требованию, подразумевают требования не только со стороны ребенка, но и со стороны матери.

Кормления по требованию ребенка . В основном частоту кормлений регулирует ребенок. Любое беспокойство, плач, или поисковое поведение, когда малыш вертит головой и ловит ртом находящиеся поблизости предметы, являются выражением требования приложиться к груди. Малыша первых месяцев жизни необходимо прикладывать к груди по любому поводу, предоставив ему возможность сосать грудь когда он хочет и сколько хочет. Это необходимо не только для насыщения ребенка, но и для его психоэмоционального комфорта. Для психологического комфорта малыш может прикладываться к груди до 4 раз в час. В общей сложности у малыша первых месяцев жизни в течение суток бывает 12-20 кормлений.

Не надо бояться, что при частых прикладываниях малыш переест. Желудочно-кишечный тракт ребенка приспособлен не к кормлению по часам, а к непрерывному кормлению! Кишечник младенца приспособлен к усвоению грудного молока в неограниченных количествах. В начале жизни ребенка активность его собственных ферментов невысока, но постоянное поступление активных веществ грудного молока стимулирует активность ферментов ребенка. Кроме того, грудное молоко содержит ферменты, помогающие собственному усвоению. Таким образом, грудное молоко является уникальной пищей, которая помогает сама себя усваивать. Именно поэтому оно усваивается гораздо лучше, чем любая суперсмесь.

Ритм кормлений. Требования младенца не хаотичны, а распределяются в течение суток в определенном ритме. У малыша первых 2-х месяцев жизни примерный интервал между требованиями в дневное время составляет 1 - 1,5 часа. В основном сосания сопровождают сон младенца - стадии засыпания и пробуждения. Если есть причины для дискомфорта, частота требований ребенка увеличивается, и он начинает чаще и продолжительнее сосать. Как только дискомфорт преодолен, младенец возвращается к прежней частоте, свойственной его возрасту. Очень часто и долго сосут дети, тяжело пережившие роды и имеющие повышенный статус тревожности. Как только стресс компенсируется, частота сосаний снижается до нормальной.

Начиная с 2 месяцев, прикладывания к груди становятся более редкими. Интервал между ними возрастает до 1.5 - 2 часов, однако кормления по-прежнему окружают сны ребенка. Ночной ритм прикладывания не меняется. К 4-6 месяцам прикладывания к груди становятся еще реже, но, тем не менее, их число не падает ниже 12 кормлений в сутки, и они по-прежнему связаны со сном. Это оптимальное число прикладываний малыша к груди для обеспечения нормальной лактации у мамы..

Кормления по требованию матери. В период грудного вскармливания мать и дитя представляют собой симбиоз, что предполагает удовлетворение желаний обеих сторон. У матери тоже может возникать потребность приложить ребенка к груди примерно каждые 1,5 - 2 часа. Эта потребность, также как и потребность ребенка, должна реализовываться, поскольку совпадает с ритмом потребностей ребенка в прикладывании к груди. Обнаружить эту потребность обычно удается, когда малыш спит более 1,5 часов. У матери переполняется грудь и она хочет приложить к ней ребенка. При возникновении этого желания нет никаких препятствий, чтобы предложить спящему младенцу грудь. Обычно малыш реагирует на требование матери: она подносит его к груди и начинает раздражать соском нижнюю губку малыша, в ответ на этот призыв он начинает раскрывать рот и ловить сосок. Каждой матери следует знать, что грудное кормление и сон ребенка - это процессы, которые не мешают друг другу и могут реализовываться параллельно. Более того, малыши предпочитают спать под материнской грудью, мирно посасывая ее. Кормление по требованию матери особенно актуально для ослабленных детей (больных, маловесных, недоношенных). Руководствуясь своим внутренним ритмом мать должна сама предлагать ребенку грудь с частотой раз в 1-2 часа. Ее должно беспокоить, если ребенок долго не прикладывался к груди. Это особенно важно для малышей первых 3-х месяцев жизни.
Кормление и чувство голода
В представлениях новорожденного младенца кормление не связано с чувством голода. Чувство голода в том виде, в котором его испытывают взрослые, формируется у ребенка только к 6 месяцам жизни. Новорожденный вместо голода испытывает дискомфорт, который снимает сосанием. Это внутриутробная привычка. Еще задолго до рождения, движимый необходимостью тренировать сосательный рефлекс, плод сосет свои ручки, петли пуповины и все, что проплывает мимо его рта. Появившись на свет, он продолжает снимать дискомфорт сосанием. Природа так и рассчитывала, что после рождения младенец будет испытывать дискомфорт по любому поводу и снимать его сосанием груди. При сосании груди малыш получает дополнительную порцию эндорфинов - гормонов счастья-радости и душевного покоя. Поэтому только у груди он может успокоиться, а заодно и насытится. Это единственный способ накормить существо, не ощущающее голод. Таким образом, сосание по требованию - это сосание для достижения психоэмоционального комфорта и сытости.

Именно потому, что ребенок не ощущает чувство голода, он может проспать кормление. В этом случае оказывается спасительным кормление по требованию матери, которая чувствует необходимость кормить своего ребенка и не даст ему делать слишком большие паузы между прикладываниями к груди. Кормление по требованию матери особенно актуально до 8-9 месяцев жизни младенца, пока у него не сформируется чувство голода, и он не научится самостоятельно регулировать потребность в кормлении.
Продолжительность кормления
Когда ребёнок насыщается, он ощущает комфорт, прекращает сосать и сам отпускает грудь. Нет нужды прерывать кормление через определённый промежуток времени и отнимать у ребёнка грудь. Разные дети остаются у груди разное по продолжительности время. Большинство из них насыщается за 20-40 минут, а некоторые малыши могут сосать 1 час и более.

Длительность сосания связана с тем, что молоко распределяется в груди таким образом, что вначале кормления ребенок получает раннее молоко, богатое водой, минеральными веществами и углеводами, т.е. пьет, и лишь через 3-7 минут сосания он доходит до позднего молока, богатого жирами и белками и начинает собственно есть. Когда малыш доходит до позднего жирного молока он начинает засыпать, поскольку жирное молоко вызывает сонливость, и переходит в стадию вялого сосания. Именно в этот момент мать может решить, что малыш наелся и уснул и забирает его от груди. Поэтому, часто матери, не зная об этой особенности, только поят своих детей и не дают им наесться, забирая от груди слишком рано. Особенно ценны моменты, когда ребенок спит у груди и медленно посасывает ее - именно в это время он полноценно насыщается. Мать должно беспокоить, если малыш в возрасте до 2 месяцев сосет всего 5-10 минут и не изъявляет желания спать под грудью.

Продолжительность кормления значительно зависит от возраста ребенка. Чем меньше ребенок, тем чаще и острее он испытывает чувство дискомфорта, и тем дольше и чаще он находится у груди. По мере взросления малыш начинает испытывать дискомфорт реже и менее остро. Кроме того, он становится достаточно сильным и ловким, чтобы быстро справиться с довольно большим объемом молока. Поэтому с 2-3 месяцев у детей появляются кратковременные прикладывания к груди, которые нужны для достижения психоэмоционального комфорта, и сохраняются продолжительные сосания для насыщения, которые сгруппированы вокруг снов.
Кормление из обеих грудей
Не следует перекладывать ребенка ко второй груди раньше, чем он высосет первую. Поскольку молоко в материнской груди неоднородно и делится на ранее молоко, которое ребенок получает вначале кормления, и позднее молоко, которое ребенок получает в конце кормления, не следует торопиться предлагать ребенку вторую грудь. Если мать поторопится дать малышу вторую грудь, то он не дополучит позднего молока, богатого жирами. В результате у него могут возникнуть проблемы с пищеварением: лактазная недостаточность, пенистый стул и т.д. При кормлении по требованию следует следить за тем, чтобы каждая молочная железа предлагалась ребенку на протяжении 1-2 часов и только потом менялась на другую. Прикладывание к одной груди на протяжении 1-2 часов позволит малышу получить позднее молоко и обеспечит полноценную работу кишечника.

В первые месяцы кормления мать чередует грудь через 1-2 часа. Кормление из обеих грудей может потребоваться ребенку только после 5 месяцев.
Ночные кормления и совместный сон
Ночные кормления необходимы для сохранения полноценной продолжительной лактации. Сосание груди в период между 3 и 8 часами утра стимулирует выработку молока в достаточном количестве для последующих дневных кормлений. В этот период должно быть организовано не менее 2-3 кормлений. Для лучшего развития ребенок должен обязательно получать и дневное и ночное молоко.

Совместный сон матери и ребенка облегчает ночные кормления и позволяет маме лучше отдыхать. К ребенку, который спит рядом, не нужно вставать, и сон у него гораздо спокойнее и дольше. Поэтому и сон матери становится более полноценным по глубине и продолжительности. Мнение, что мать может навалиться и "приспать" малыша, необоснованно. Женщина может повредить новорожденному, только если она находится в состоянии опьянения или приняла снотворное. Риск "внезапной смерти" гораздо выше среди детей, которые спят отдельно от матери. Кроме того, ночные кормления до 6 месяцев предохраняют женщину от следующей беременности в 96% случаев.

Если женщина испытывает беспокойство за жизнь и здоровье своего ребенка, когда он спит отдельно от нее - значит, она настоящая мать.
Ставить ли ребенка после кормления столбиком?

Если ребенок во время кормления нахватался воздуха, нет никакой необходимости придавать ему вертикальное положение, чтобы он этот воздух отрыгнул. Ребенок должен с самого начала учиться самостоятельно справляться с этой проблемой, освобождаясь от лишнего воздуха в процессе смены поз. Если малыш заснул под грудью, то его можно спокойно оставить спать в том же положении. Когда он проснется и мама возьмет его на руки, начнет с ним двигаться, меняя положение его тела, он получит возможность отрыгнуть мешающий ему воздух. Именно на этот механизм и рассчитывала мудрая природа.

Материнство - это очень комфортный процесс, в котором нет ничего специального.
Исключение докармливания ребенка
Грудное молоко является сбалансированной пищей и питьем для младенцев. Оно полностью удовлетворяет все жизненные потребности ребенка. При правильно организованном грудном вскармливании, включающем правильное прикладывание, частые и продолжительные кормления ребенка, совместный сон и ночное вскармливание - малыш не нуждается в дополнительном питании до 6 месяцев жизни.

Грудничок, находящийся на правильно организованном исключительно грудном вскармливании, не нуждается в докорме до 6 месяцев жизни. А с 6 месяцев ему следует начинать вводить прикорм.
Исключение допаивания ребенка
Для сохранения полноценного грудного вскармливания и здоровья ребенка, маме следует полностью отказаться от допаивания малыша не только водой, но и различными чаями, укропной водой и т.д. Раньше педиатры советовали допаивать ребенка водой, поскольку считали грудное молоко исключительно едой и боялись обезвоживания организма. Эти опасения беспочвенны. В грудном молоке содержится 87-90% воды, поэтому, при полноценном частом кормлении грудью, потребность малыша в жидкости полностью обеспечена. Многие исследования доказали, что даже в условиях жаркого климата материнское молоко полностью удовлетворяет все потребности ребенка в жидкости. Кроме того, центры жажды и сытости в головном мозге у новорожденного практически совпадают и удовлетворяются одновременно. При допаивании водой мы обманываем малыша, создавая у него ложное чувство сытости. Это приводит к вялому сосанию и уменьшению потребности в грудном молоке.

При допаивании ребенка у матери сокращается количество молока, и кормление грудью может закончиться к 3-6 месяцам.
Опасность бутылочных кормлений и применение пустышек
Дети по-разному сосут грудь и бутылочку или соску-"пустышку". Ребенок, которого покормили из бутылочки или которому давали пустышку, будет неправильно брать материнскую грудь, поэтому после бутылочного кормления и применения пустышки у мамы могут возникнуть проблемы. Многочисленные примеры доказывают, что порой даже одного кормления из бутылочки достаточно, чтобы ребенок отказался от груди, и возникла масса осложнений с дальнейшим грудным вскармливанием. Применение пустышки приводит к тому, что ребенок начинает неправильно захватывать грудь, что провоцирует травмы соска. Кроме этого, известно, что даже кратковременное применение пустышки может привести к недостаточному набору веса у ребенка и сокращению лактации у матери.

Если женщина действительно хочет выкормить ребенка грудью, то среди предметов ухода за малышом не должно быть ни бутылочки с соской, ни пустышки.
Мытье груди
При мытье груди, особенно с мылом, с кожи соска и околососкового пространства удаляется защитный слой специальной смазки, которая их смягчает и содержит защитные факторы, предотвращающие проникновение в кожу груди болезнетворных микробов. Частое мытье сосков с мылом сушит кожу и приводит к образованию ссадин, трещин и мастита. Поэтому не следует мыть грудь перед каждым кормлением.

Достаточно мыть грудь простой водой без мыла ежедневно или один раз в 3-7 дней при приеме обычного гигиенического душа или ванны.
Сцеживание
Если мать кормит ребенка по требованию, то нет необходимости в сцеживании молока после каждого кормления. При нормальной лактации сцеживание препятствует естественному вскармливанию, поскольку оно отнимает время, которое лучше посвятить ребенку или домашним делам, и доставляет неудобства. Сцеживание бывает необходимо при проблемах - при нагрубании груди, лечении лактостаза или мастита, при лечении трещин сосков, при недостатке молока для увеличения его выработки, в случае вынужденного разлучения матери и ребенка, чтобы сохранить молоко и т.д. Необходимость в сцеживании определяет консультант по грудному вскармливанию.

Регулярное дополнительное сцеживание может привести к сокращению количества молока и прекращению лактации или, напротив, к гиперлактации и высокому риску возникновения лактостазов и маститов.
Как проверить что ребенку хватает молока?
Чтобы убедиться в том, что ребенку хватает грудного молока, нужно регулярно проводить тест на "мокрые пеленки" и взвешивать малыша раз в 1-2 месяца, а если что-то беспокоит, то раз в неделю. Здоровый ребенок при достаточном питании каждую неделю прибавляет в весе от 120 до 500 грамм. Частые контрольные взвешивания, производимые ежедневно или даже несколько раз в день, не дают объективной информации о полноценности питания младенца. Более того, контрольные взвешивания нервируют мать и ребенка, в результате чего младенец хуже прибавляет в весе, а у матери снижается лактация. Гораздо более информативным является тест на "мокрые пеленки", который заключается в подсчете числа мочеиспусканий в течение суток. При полноценном питании за сутки малыш может производить от 10 до 20 мокрых пеленок. Подсчет мочеиспусканий необходимо проводить именно за полные сутки, например, с 11.00 до 11.00 утра, потому что их частота в течение суток меняется. Более частыми они бывают утром и более редкими становятся во второй половине дня. При наличии 6-8 мочеиспусканий можно говорить, что у ребенка нет обезвоживания, но его питание можно и улучшить.

Сочетание теста на "мокрые пеленки", проводимого 2-3 раза в неделю и еженедельных взвешиваний помогут убедиться в полноценности питания младенца.

Ж. В. Цареградская

Анна: Написать этот текст меня побудил нездоровый ажиотаж, который СМИ раздули вокруг Цареградской. Пылая праведным гневом, они умудрились при этом полить грязью всех и вся. Понятно, что перекричать СМИ и доказать, Жанна Цареградская, не виновата, еще никому не удавалось, но давайте же включим здравый смысл.

Я – одна из потерпевших по этому делу, поэтому могу точно сказать, в чем именно обвиняется Жанна Владимировна. СМИ представляют ее чуть ли не убийцей детей, а в то же время благодарные мамочки, которым она когда-то помогла, вообще не в курсе о втором направлении ее деятельности…

Как можно увидеть из блога Цареградской, последние несколько лет она одержима идеями избранности, жаждой власти и непоколебимой уверенностью в своей правоте. Откуда это взялось и в чем именно она обвиняется сегодня?

По образованию педагог, работающий с маленькими детьми, а впоследствии медицинская сестра, начала свою деятельность в 90-х годах. В то время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) совместно с ЮНИСЕФ озаботились тем, что стремительно уменьшается процент матерей, кормящих грудью, а смесь подается чуть ли не как равноценная альтернатива грудного вскармливания, между тем, как смертность от искусственного питания стала зашкаливать.

Эти организации начали глобальную кампанию, призванную исправить положение и увеличить количество матерей, кормящих грудью. Для этого были разработаны правила грудного вскармливания , а впоследствии целый курс консультирования, давший начало новой профессии – консультант по грудному вскармливанию.

Так вот, в то время (а это более 20 лет назад) Цареградская и ее центр «Рожана» занимались тем, что оказывали помощь по грудному вскармливанию. Жанна Владимировна одной из первых в России стала консультантом, сотрудничала с первым роддомом, получившим от ВОЗ/ЮНИСЕФ звание «Больница, доброжелательная к ребенку», написала на эту тему множество статей и книг, одна из них – пособие для медицинских учреждений в соавторстве с к.м.н., педиатром Фатеевой Е.М. (научный консультант НИИ питания РАМН).

Потом Цареградская дополнила консультирование по грудному вскармливанию другими аспектами ухода за новорожденными в рамках естественного родительства. В основе этого подхода — разработки психологов (русских и зарубежных), практиков этого подхода (таких, как Марта и Уильям Сирзы, а у нас – Никитины), а также этнографические данные. В то время Цареградская действительно буквально спасала многих мамочек от многочисленных проблем, их поджидающих. Поток благодарных клиенток не иссякал, а «Рожана» пополнилась большим количеством опытных консультантов по грудному вскармливанию и уходу (все многодетные успешные мамы), которые проводили собственные наблюдения и копили положительный опыт материнства.

Где и на каком этапе благодарность матерей вскружила голову Цареградской?

В какой момент она вдруг вообразила себя божеством, имеющим право определять, кто хорош, а кто плох? Откуда пришла идея о том, что все должны поклоняться и служить ей? Но именно поэтому несколько лет назад она задумала создать секту, куда вошли мы – благодарные мамы, еще ничего не подозревающие о том, какие планы вынашивает Ж.В.

Почему мы попали туда? Да потому, что все начиналось вполне невинно: модное нынче экопоселение, жизнь на природе, хорошие отношения. И вдруг стали появляться странные идеи, излишние финансовые требования и притязания на поклонение. Цареградская стала настаивать на просмотрах всяких «обличительных» фильмов, внушая идею, что Россию хотят уничтожить и надо искать спасения. Жанна Владимировна все больше манипулировала доверием и все больше требовала, пытаясь внушить, что у всех нас проблемы со здоровьем. Причем делала это завуалированно, но настойчиво. Она тонко ссорила мужей с женами, настраивала одних против других, надавливала каждому на его больное место или недостаток, поэтому создавалось ощущение, что она знает все про тебя.

Она могла давить на родителей с помощью детей. Например, одной семье, которая в силу финансовой обеспеченности была необходима ей в поселке, Цареградская говорила, что переезд необходим их маленькой дочери, которая много болеет.

И вот в какой-то момент мы оказались должны организации огромные суммы, причем уже не на общие нужды, а такие вещи, как организацию широкомасштабного праздника, подарков для Жанны Владимировны и ее семьи, строительство большого дома для нее и т.д. Позже мы узнали, что и прежние наши «хозяйственные» средства шли прямиком в ее карман.

Некоторых особо внушаемых родителей затиранили до того, что они уж и не знали, как они обойдутся без помощи Цареградской. А последней каплей стали ее рассуждения о том, что надо всем лечиться у ее знакомого психиатра, который по сговору с ней объявлял приходящих к нему мам и детей ненормальными и выписывал им сильнодействующие препараты (которые, к слову, нельзя давать детям). Это было уже вопиющим вредительством, и тогда мы окончательно поняли, что за человек Цареградская. Ее основная цель – деньги и власть, причем власть даже, наверно, больше… И тогда мы ушли.

Но на этом дело не кончилось. Приехав месяцем позже за своими вещами, мы были обстреляны из травматических пистолетов ее мужем и сыном. Без сомнения, это было спровоцировано ею, потому что мне доподлинно известно: весь этот месяц в ее семье нагнеталась паранойя о том, что страшные и опасные люди приедут убивать ее и ее детей по приказу каких-то высших органов власти.

Какой вывод можно сделать из этой ситуации? Не сотвори себе кумира – это, конечно, на все времена.

Наверно, эта участь закономерна. Но сейчас по факту важно не выплеснуть с водой младенца и отделить личность Цареградской от той полезной деятельности, которой она когда-то занималась. Ведь естественное родительство придумала не Жанна Цареградская, она лишь популяризировала этот подход в России, собрав воедино многочисленные источники – от психологов до исследований своих сотрудников.

«Рожана» существовала более 20 лет. Из нее вышло множество прекрасных специалистов, которые и до сих пор успешно помогают мамам. Многие из них теперь стыдятся того, что учились и работали в «Рожане», потому что последние годы существования этой организации были омрачены амбициозностью, заносчивостью и категоричностью руководителя… Поэтому не стоит бросать грудное вскармливание или методы, обеспечивающие и маме и ребенку комфорт и спокойствие только потому, что Цареградская когда-то была носителем этих идей.

Дениза: Во-первых, хочу сказать, что я благодарна Рожане за то, что она привела меня к осознанному материнству и многому научила (и даже отрицательный опыт — это тоже бесценный опыт).

Я, как и многие, познакомилась с «Рожаной» после рождения ребенка, когда обратилась к их специалистам с проблемами в грудном вскармливании. Консультант центра помог мне справиться с нашим вопросом, а также открыл для меня много нового в области материнства. Дальше к нам приезжал инструктор по уходу, потом курсы, а за ними тренинги. Вся информация, которую я получала на тот момент в «Рожане», находила отклик у меня внутри, советы и рекомендации были дельными и хорошо работали. На каком-то этапе я поняла, что мне настолько нравится это направление, что я тоже хочу в нем участвовать.

И я пошла сначала на курс консультантов по грудному вскармливанию, а потом и на инструкторский курс. Параллельно я много бывала в Николаевке, и все больше увлекалась идеями продвижения естественного материнства в массы. Цареградские много рассказывали нам о их желании создать экопоселение, которое будет благоприятной средой для молодых родителей для обмена опытом. Логичным продолжением был переезд в Николаевку и участие в развитии проекта. На первом этапе, если у нас и возникали вопросы и нестыковки, то они объяснились отсутствием опыта, и, вследствие этого, невозможностью увидеть всю картину в целом.

Наверное, всякий процесс обучения в любой области начинается с того, что человек берет на веру, то что ему дает учитель. А потом по ходу жизни ты проверяешь полученную информацию и делаешь свои выводы.

Будучи на первых этапах обучения и еще полностью доверяя учителю, я наблюдала, что происходило с теми, кто уже от нее отделялся. Надо заметить, мало кто уходил из «Рожаны» без скандала. Цареградская говорила, что все, кто уходят из «Рожаны», должны получить ее разрешения на использование методики и материалов, чтобы работать самостоятельно. Но никто и никогда не был достоин этого. А те, кто продолжали без разрешения, становились врагами.

Тем временем в Николаевке собрался коллектив единомышленников, которые были настолько увлечены идей экопоселения, что на многие вещи закрывали глаза или находили друг для друга объяснения. Просто очень хотелось сотворить мечту. В тоже время сама Жанна Цареградская стала меняться прямо на глазах. Чувствуя поддержку коллектива, она стала действовать более агрессивно. Я наблюдала, как она могла обругать по телефону консультанта, который хотел уйти из «Рожаны». Могла собрать консультантов и сотрудников на общее собрание и публично оскорблять и обвинять во всех бедах организации.

Также она начала крестовый поход против жителей деревни Николаевка: писала многочисленные заявления в полицию, безосновательно обвиняя людей. Например, человек спрашивает: «кто вы такая?», она пишет в заявлении «такой-то оскорблял меня и замахивался палкой». Это уже был тревожный звоночек для нас.

Следующим шагом Цареградской стало «увлечение психиатрией»: она начала ставить диагнозы направо и налево, убеждать всех посетить ее знакомого психиатра, к которому она водит своих старших детей и лечит их таблетками. Потом пошли предложения о сборе огромных сумм (речь идет о миллионах рублей) для дальнейшего развития проекта. События накатывались как снежный ком.

И у меня, и у других, возникало все больше и больше вопросов без ответов. Мы стали искать ответы у тех, кто работал в «Рожане» до нас. Постепенно удалось сложить картинку, и стало понятно, что от Цареградских нужно держаться подальше. Мы быстро собрались и уехали в Москву. А когда вернулись за своими вещами, по нам открыли огонь из травматического оружия (как будто мы воруем «их» вещи), и несколько человек пострадали.

Хочу обратить внимание, что центр «Рожана» и лично Жанна Цареградская — не одно и тоже. «Рожана» — это большое количество талантливых, бескорыстных мам, которые стали замечательными специалистами в области естественного материнства. Это также целое движение и направление доброжелательного отношения к ребенку.

«Рожана» стояла у истоков естественного родительства в России. И я нисколько не умоляю вклад организации, и благодарна ей за возможность окунуться в осознанное материнство.

Также хочу отметить, что большинство мифов о жестких методах в «Рожане» не имеют под собой реальной основы. И каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Да, имело место некоторая жесткая позиция по многим вопросам, но она исходила в основном от Жанны Владимировны. А многие консультанты центра, поначалу проецируя взгляды Цареградской как учителя, впоследствии меняли свою точку зрения.

Безусловно, Жанна Цареградская — человек неординарный, и только сильная личность могла поднять такое дело. Но как это можно часто наблюдать в истории, редко кому удается справиться с таким грузом ответственности. И Цареградская в данном случае не исключение. Она сильно изменилась за последние годы…

И я считаю, что на данный момент Цареградская использует «Рожану» и естественное родительство, чтобы реализовать свои личные цели. Она неглупый человек, именно поэтому действует через других людей: ее трудно поймать с поличным. В частности, она никогда не была директором «Рожаны», всегда кто-то другой, она пряталась за должностью методиста — никакой ответственности.

Стрельба, которая была в Николаевке, целиком и полностью на ее совести. Позже мы узнали, что в течение месяца после нашего отъезда она настраивала своего сына и мужа, что если кто-то из «сбежавших» вернется, их нужно отстреливать и закапывать в соседнем лесу. Она практически вложила в руки сыну и мужу пистолеты, а в результате снова вышла чистой из воды, так как подстрекательство очень тяжело доказать. Именно поэтому следственный комитет сегодня разрабатывает версию секты — это единственная возможность как-то остановить Цареградскую и привлечь ее хоть к какой-то ответственности. Но поскольку правоохранительные органы (также как и многие в нашей стране), плохо разбираются в аспектах естественного родительства, они сваливают все в одну кучу.

Очередная волна сюжетов на нашем телевидении снова ужасает своей безграмотностью и жаждой «горяченького». Сюжеты наполнены бессмысленными фразами и старыми кадрами, никак не связанными с реальными событиями. Очень забавно и в тоже время грустно видеть, как телевизионщики связывают кадры водных родов с «Рожаной», которая, как известно, всегда была против водных родов. Перечислять ляпы можно очень долго. Похоже, что сама по себе «Рожана» или Жанна Цареградская никому не интересны, а вот возможность в очередной раз напасть на домашние роды и естественное родительство упустить не могут. Очень жаль, что наши масс-медиа даже не пытаются разобраться в ситуации.